Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

МАСТЕРСКАЯ ИНИЦИАТИВЫ 
 

Вениамин КАГАНОВ,
ректор  Академии менеджмента и рынка,
Людмила РЫБИНА

“Школа рассказывает про лопату, но не учит копать”

Стремясь научить детей пользоваться выученной информацией, педагоги проводят разнообразные тренинги, ролевые игры. Тщательно продумывают образовательный компонент, моделируют ситуации. Однако игра, любая, и деловая в том числе, если в ней есть пространство действительно свободной игры, если она не приготовлена взрослыми по известному рецепту для тренировки неразумных детей, а создана совместными усилиями всех участников, – такая игра выходит за рамки предметного тренинга и становится моментом действительного образования – образования у ребенка определенных представлений о мире, о себе, о своих возможностях и проблемах, о способах взаимодействия с этим миром.

– Для взрослой жизни в современных условиях важны самоопределение, предприимчивость, умение принимать решения, пробовать, рисковать. Может ли школа готовить к такой жизненной стратегии или все-таки ей удобен ученик, который действует строго по инструкции и не выламывается из очерченных границ?
– Зная условия, в которых наша школа работает, не поворачивается язык критиковать кого-то за то, что не развивают инициативных, живых ребят, не занимаются с лидерами. Во-первых, это надо уметь, самому иметь хоть какие-то лидерские качества, а главное, конечно, тот вал – число учеников, объем учебного материала, административное давление, – который просто захлестывает учителя.
И все же нельзя причесывать всех людей под одну гребенку, а надо давать возможность прорастать всем цветам. Если ребенку интересна музыка, вполне возможно, что он в этой области, которая в школе фактически не представлена, может быть успешен, именно она сможет обеспечивать его, если уж мы говорим об экономической составляющей школьного успеха. Для школы это хобби, а для человека, возможно, дело жизни. И это не значит, что всю школьную программу надо отменить, но система образования не должна быть такой косной, что ученик, неуспешный в предмете, приравнивается к неуспешному в жизни. У ребенка есть не одно школьное измерение, а его качества, мешающие в школе, могут оказаться самыми важными для карьеры. Это, по-моему, важно помнить учителю, а ребятам нужно знать, что никакой опыт, приобретенный в школьные годы, не лишний. Организовывал какое-то дело, участвовал в каком-то событии – спектакле, игре, проекте, научном исследовании – ничто не пропадает даром. Событие прошло, но осталась уверенность, что ты это можешь, ты это знаешь. Новую идею будешь реализовывать, уже имея фундамент удач и поражений. Это капитал в себя, в свой характер, навыки общения и организации.
– Деловая игра, организованная в школе, многим, может быть впервые, показывает, что от них самих что-то зависит. Причем не только от послушания и прилежания, а совсем от других качеств.
– Если говорить о деловой игре в школе, то она важна уже потому, что это то редкое место и время, когда педагоги работают совсем по-другому. Не преподают экономику как науку, а практикуют нечто. Один наш методист так рассказывает о том, как учит школа, да и многие институты: учитель берет лопату и долго объясняет, где у нее черенок, из какого дерева он сделан, где оно росло; потом – где нож, куда надо нажать ногой и как расположить руки… А надо учить копать. Этого нынешняя система образования не делает. Но может делать, хотя бы в деловой игре.
Малые и крупные предприятия, государственные структуры требуют профессионалов. Эти профессионалы должны быть не просто исполнителями. Сегодня достаточно тех, кто готов выслушать инструкцию и отправиться выполнять ее. Но потребность-то именно в тех, кто может не только ждать указаний, но и предлагать новые ходы, решения, сформулировать задачу, управлять процессами, словом, в тех, кто сам готов себя обеспечить работой, доказать, что она необходима предприятию, и достойно выполнить ее. При этом правила часто вырабатываются уже по мере движения вперед. Уметь действовать в таком режиме после многолетнего замораживания всякой инициативы школьными процедурами, конечно, очень непросто.
– Не только школьный диплом, но и диплом вузовский сегодня вовсе не стопроцентная гарантия обеспеченной жизни. Как подготовиться к этому?
– Да, работу сегодня приходится искать. Многие ниши заняты. Массового похода в предпринимательство, как 10 лет назад, уже не будет. Но у каждого поколения будут, конечно, новые области бизнеса. Чтобы уловить тенденцию, нужен характер, умение понимать людей, контактировать с ними, желание и готовность рисковать, а еще – много работать.
– Что же делать школьникам?
– Нужно, думаю, использовать всякую возможность для того, чтобы работать уже во время учебы. Разносчиком газет – хорошо. В кафе барменом или официантом – замечательно. Даже мойщиком посуды – тоже не так плохо. Пусть это небольшие деньги, но это всегда опыт. Опыт разговора с работодателями, с клиентами. С опытом приходит уверенность, ребенок не боится того, что может произойти, уже знает какие-то способы устроиться в жизни.
В каждом городе и поселке есть предприниматели, которые владеют магазинами, заводиками, фермами. Нужно как можно чаще с ними общаться, приглашать в школу. Создавать условия, чтобы дети узнавали, уважали и ценили их труд. У нас ведь того, кто трудится и действительно большим трудом добивается успехов, после всех экспроприаций, раскулачиваний и уравниловки отвыкли уважать.
Чтобы на детей не распространялась эта крайне непродуктивная, но очень живучая идеология, надо показывать им, что предприниматель не только ездит на хорошей машине, но еще и работает, и как работает! Если не культ, то имидж предпринимателя, стремящегося действовать честно, насколько позволяет ситуация, надо поддерживать. Можно попроситься к предпринимателю на работу, пусть на самые маленькие деньги – за опытом.
А кроме того, можно наладить связи с учебно-деловыми центрами, созданными под эгидой Академии менеджмента и рынка в 220 городах России. Центры работают по программе подготовки кадров для рыночной экономики и поддержки малого предпринимательства. Программа эта нацелена в основном на взрослых, но законы экономики одни для всех – и для начинающих, и для тех, кто давно действует на рынке. Важно, что в центрах изучают экономику не как науку, а в прикладных ее аспектах.
Узнать, есть ли рядом с вами учебно-деловой центр морозовского проекта подготовки кадров для рыночной экономики и малого бизнеса, можно по адресу: kaganov@smb-support.org


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru