Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

МАСТЕРСКАЯ ИНИЦИАТИВЫ 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

“Я вижу нечто.
Я берусь это изменить.
Я несу ответственность за это”

Игра, которая открывает детям новое представление о себе – и о жизни

Фото Д.ПЕВЧЕВА

В одной школе (московской “Школе самоопределения”) деловая игра проходит уже несколько лет. На протяжении первого полугодия из старшеклассников формируется городская управа. Заседает она сначала ежемесячно, потом еженедельно, а потом почти ежедневно, разрабатывая необходимую документацию, продумывая законы, правила, структуру будущей игры. Весной вся школа с первого по 11 класс в течение трех дней живет в веселом городе Тублебурге, тратит и зарабатывает собственную валюту – тублер, создает рестораны и музеи, кто-то ставит спектакли, выпускает газету, учится в университете. Никаких уроков, расписания. Взрослые отпускают бразды правления. Все в руках управы, налоговой инспекции, санитарно-эпидемиологической службы, суда, где трудятся за приличные оклады старшеклассники.

Магазин игрушек

Компания мальчишек-семиклассников открыла магазин самодельных игрушек и фотосалон по совместительству: зашел, купил игрушку – сфотографировался в счастливый момент жизни. Стартовый капитал – на пленку, на материалы для поделок – взяли у родителей. При заполнении бизнес-плана эти затраты пришлось указать, а значит, и самому осмыслить, возможно, впервые в жизни посчитать, сколько дала мама, сколько заработал сам.
На деловой игре я стремился заработать побольше денег. Очень сложно было начать бизнес, пройти управу, получить лицензию. Я был потрясен, когда в конце игры понял, что вложил 50 рублей, а получил 45! Но в то же время я понял, что работал не зря, и узнал много нового, например, что продавать – это скучно. (Лева В.)
Партнер неудачливого продавца сделал совершенно иные выводы.
У нас было много клиентов, и мы получили кучу денег. (Леша Д.)
Куча – это все те же 45 рублей на брата. Только для Леши мысль о том, что первоначальные капиталовложения не окупились, не омрачает радости. Все же он заработал!
Возможно, эта чистая радость со временем подтолкнет к осуществлению новых идей, более прибыльных. Третий партнер о деньгах вообще не думал.
С первого дня я почувствовал, что эта работа будет самой лучшей. Я даже не ожидал, что буду выписывать чеки. Я не давал никому это делать. (Саша К.)
Саша испытал искреннее удовольствие от заполнения бланков, аккуратного совпадения чисел в колонках, от вежливых разговоров с покупателями, от ощущения собственной значимости, которой ему не хватает на уроках. В школу он теперь будет ходить смелее и увереннее, потому что почувствовал, как много от него здесь зависит. Кстати, в счете и письме потренировался.

Дружба дружбой, а служба службой

Деловая игра учит деловому общению. Разделение ответственности, обязанностей, взаимные упреки и претензии, необходимость делиться прибылью – это заставляет по-другому взглянуть на одноклассников.
Я сделала для себя вывод: общаться с людьми и иметь с ними дела – разные вещи. (Даша Ю.)
В деловой игре я понял, что, чем меньше человек в команде, тем легче управиться и получишь больше денег. (Миша М.)
Деньги еще не все. Юным дельцам необходимо чувствовать себя полезными, значимыми. Правда, учебная репутация отличника или двоечника значит немного. И вот вечная пятерочница обижена на подруг.
Моих предложений не слушали, меня оставляли одну сторожить кабинет. Я будто стала слабым звеном. Мне даже зарплату не выдали. Я поняла на будущее: людей в фирму надо брать поменьше, чтобы мысли каждого могли осуществиться. (Стася К.)
Найдет ли она себе более послушных и внимательных сотрудников? Может, сама станет настойчивее, активнее? А может, подумает, насколько уместны, практичны ее советы. Прислушается к другим, сменит позицию лидера на роль партнера.
В этой деловой игре со мной много чего произошло. Меня впервые в жизни уволили. Не потому, что я не хотела работать, а потому, что директор был жуткий. Мне пришлось искать новую работу, ведь если нет работы, нет и денег. Ничего подходящего я не нашла. Пришлось гулять на мамины деньги. Было весело и беззаботно, но в следующий раз я буду работать с более справедливыми людьми. (Аноним.)
Важно, что в конфликты никоим образом не вмешивались взрослые, игра вынуждала решать проблемы в культурной форме. Не драки и оскорбления, а обращение в суд, увольнение нерадивого сотрудника или уход по собственному желанию от кошмарного начальника. И ничего! Жизнь продолжается.

Крематорий “Светлый путь”

Что бы вы подумали, увидев подобную надпись на двери школьного кабинета? А еще рекламу в стихах, призывающую не выбрасывать старые игрушки и книжки, а проводить их в другой мир с почестями? Большинство вздрагивает и нервно хихикает. “Нездоровые фантазии у ребенка”. Черный юмор. Девочка-отличница, всегда такая правильная, послушная, безукоризненная, впервые сотворила нечто такое, что взрослые явно не одобряют. Одноклассники обходят стороной и впервые не просят подсказки. Два дня совершенно одна продержалась в своем маленьком предприятии, обслужив человек десять, не больше, таких же смельчаков или таких же отчаявшихся.
Я чувствую себя победительницей. Я доказала людям, что идея, казавшаяся странной, неестественной, на самом деле всего лишь оригинальна. Меня не смущает даже отсутствие прибыли. Я добилась того, чего хотела, – признания. (Даша Ю.)

Немного о грустном

В конце игры не все остались довольны. И это нормально, если игра не понарошку, где ситуацию успеха искусственно создают взрослые, а по-настоящему, где за победу надо бороться. Прежде всего с самим собой.
У меня ничего не получилось, потому что я стеснялась разговаривать с посетителями, особенно с грубыми. (Софья Б.)
На игре мне пришлось печатать на компьютере, и я понял, что не умею печатать. Это было так сложно и неприятно. (Матвей К.)
Игра заставила посмотреть в глаза своим недостаткам. Хочешь – меняй себя. Хочешь – меняй ситуацию, ищи работу по силам. Впрочем, по силам еще не означает по душе. Успешный бизнес не всегда приносит радость.
Лично я научился ненужной вещи – собирать штатив кинокамеры. (Андрей Ф.)
Подозреваю, что на уроке мальчик не задумывался, насколько ему нужно умение решать уравнения или писать сочинения. Игра – личная ответственность, личный выбор. И ему не понравилось, что пришлось учиться чему-то ненужному. Не с практической точки зрения. Тут как раз все в порядке: Андрей помогал оператору школьной видеогазеты, и умение обращаться с камерой было востребовано. Это не устраивает ребенка с точки зрения идеального представления о самом себе как о человеке более творческом, чем носильщик кинокамеры со штативом.

Интервью с мэром деловой игры

Артем Гебелев, мэр Тублебурга, учится в 11 классе. Но его политическим талантам могут позавидовать многие взрослые. Свою предвыборную агитацию Тема провел по всем правилам: сформулировал и развесил по школе программу, список команды, лично побеседовал с каждым классом. Зачем мальчику накануне выпускных экзаменов этот безумный город, ежедневная многочасовая работа, неизбежные конфликты с учителями и ребятами?
Так получилось, что в этом году в управе, кроме меня, никого из старшеклассников с опытом игры не осталось. Я планировал пойти на роль вице-мэра, но в итоге пошел на мэра.
В будущем я предполагаю заниматься психологией и психотерапией, поэтому работа с людьми, с командой, возможность освоить позицию лидера – это бесценный опыт.
Мне важно было научиться действовать в ситуации, когда что-то надо сделать обязательно. Несмотря ни на что. Для меня это проблема по жизни, на уроках в том числе. Скажем, необходимость выучить английский, когда совсем нет времени. А в игре – наладить работу отдела через неделю. И никаких альтернатив нет, это надо сделать просто потому, что это надо сделать.
Игра помогает формировать свое мнение по каждому вопросу. У меня как руководителя не было никакой возможности за кого-нибудь спрятаться, поэтому приходилось самому решать, как относиться ко всему происходящему.
Мы обсудили в управе, что для нас самое главное. Мы хотели научить предпринимательству, то есть умению предпринимать что-то, чтобы твои эфемерные идеи могли стать реальностью, переходить от думания к деланию. Кому-то интересна чайная церемония, это здорово, значит, нужно предпринять что-то, чтобы реализовать свою мечту: организовать людей, найти кабинет. Мы думали над тем, что нам нельзя далеко уходить в экономику – валюта разная, сложная структура. Не всех это интересует. В мире 5% бизнесменов, остальные ученые, работники. Предпринимать интересно всем, но вникать в сложности курса валюты человеку, который будет биологом, – это лишнее.
Я старался сделать игру как можно более широкой. В этом году было два школьных открытых университета. Я поддерживал их, так как считал это своего рода предпринимательством (принять решение, прийти, послушать и понять). Но куратор деловой игры от учителей, как ни парадоксально, считал университет своего рода “отстойником”, где прячутся те, кто не хочет играть. У нас было много споров по этому поводу. Но когда я слышал, как ребята в курилке обсуждают лекции, то уже не сомневался в эффективности университета.
Ценность игры – особые взаимоотношения, которые возникают между ребятами. Профессиональные и дружеские одновременно. Я старался создать единую команду, где все заодно и поддерживают друг друга. И это, кстати, создавало определенное напряжение во взаимоотношениях с куратором, который привык действовать более авторитарно.
Возможно, чтобы развернуться в полный рост, нам не хватает одного – почувствовать, что мы у самой стенки. Что за нами не стоят учителя и что мы сами несем ответственность за наши решения? Когда я был мэром деловой игры, именно это помогало мне. Я сознательно ставил себя в некоторых вопросах возле этой стенки – края ответственности, это делало мое мироощущение более свободным: я вижу нечто, я берусь это изменить, я несу ответственность за это. Мир становится как бы моим, или я становлюсь осознанной частью его (социума, возможно). В противоположность ситуации, когда за моей спиной стоит учитель и страхует меня. Тогда я и вижу это нечто как бы в тумане и хочу его изменить наполовину, и вообще это не совсем мой мир, или я не совсем часть его. Быть в такой ситуации и играть в такой половинчатой системе не хочется. Я это почувствовал на деловой игре.

В этом году игра пришлась на масленичную неделю, и встал вопрос, проводить ли общешкольный праздник. Взрослые, учителя сказали, что не готовы, что не успевают. Мэр города в этот момент произнес то, что, наверное, и должен говорить руководитель, лидер: “Я беру ответственность на себя”. Нельзя сказать, что это убедило педагогов. “Он не понимает, о чем говорит. Дети не могут решать такие вещи”. Однако правила игры (и заступничество нескольких храбрых учителей) заставили руководство школы довериться мэру, управе. Детскому самоуправлению, в сущности. Масленичный праздник был. Не идеальный (как всегда). Но это был праздник, карнавал, встреча весны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru