Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2004

Третья тетрадь. Детный мир

СЕМЕЙНЫЙ ИНТЕРЕС 
 

Несмотря на прогнозы пессимистов, семья есть и жива будет. Только какой она будет?

Елена ИВАНИЦКАЯ

Чудо-юдо комнатно-кухонное

Не задает лишних вопросов, всегда знает свое место. Что еще нужно для удобства мужчины?

Образ женщины в современной массовой культуре – на телеэкране, на страницах глянцевых журналов, детективов, боевиков, любовных романов, – какой он? Что изо дня в день волей-неволей видят, слышат и читают о женщинах наши подростки?
“Негативные или искаженные гендерные образцы вызывают тревогу, если люди рассматривают их как отражение реальной действительности. Эффект повтора часто недооценивают. Если одни и те же образцы, как следует вести себя и рассуждать мужчинам и женщинам, повторяются в одной передаче за другой, вероятность, что их примут за реальность, возрастает. Подобные опасения принимают особенно серьезный характер, если мы задумаемся о воздействии этих образцов на детей”, – пишет американский исследователь, жесткий критик масскульта Ричард Харрис в книге “Психология массовых коммуникаций”.
Каждый взрослый понимает: ничего хорошего в кривых зеркалах масскульта ребята не разглядят. Ничего правдивого, честного и искреннего, ничего проблемного там нет.
А что же есть? По каким “силовым линиям” раз за разом действует масскульт, создавая лживый, искаженный образ современной женщины?
Этих “линий” по крайней мере три. И у них есть важнейшая точка пересечения: масскульт в любом случае изображает женщину как несамостоятельную, ограниченную и существующую для удобства мужчины.
Первая: это домашняя, комнатная, кухонная женщина-покупательница, героиня и объект рекламных роликов и глянцевых журналов различной цены, толщины и гламурности. Такой образ подается как несомненно положительный. Женские персонажи предстают красивыми, счастливыми и довольными. Они задуманы как массированная атака на некритическое восприятие зрителя-слушателя-читателя. Да и в самом деле, кто станет вдумчиво присматриваться к рекламе или с трезвой иронией размышлять над глянцевыми страницами какой-нибудь “Бедной Лизы-Насти-Даши”? И вот мальчики и девочки, в тысячный раз увидев и услышав о том, что женщины мучительно озабочены только пятном на мужниной рубашке (выбором чистящего порошка, мытьем жирной тарелки…), начинают незаметно для себя верить в нетленность этой аксиомы.
Вторая: женщина как сексуальный объект в различных кино-, теле- и печатных произведениях коммерческих жанров. Только этот образ женщины время от времени вызывает протесты публики. Впрочем, зрители протестуют (вплоть до требований ввести цензуру) не против грязного манипулирования образом женщины и женского тела, а против самой эротической откровенности. Женщина как сексуальный объект может представать жертвой мужского насилия, и в этом случае насилие нередко изображается как ее собственное тайное желание. Или коварной, корыстной, лживой носительницей сексуальной власти. Наконец, женщины изображаются как существа, которые только сексом по-настоящему и интересуются. Только о нем думают и ради сексуальных удовольствий живут. В целом такой образ более или менее негативный.
И третья линия. Есть целый пласт печатных сочинений коммерческих жанров, которые можно назвать пропагандистскими боевиками антидемократической направленности. Там неизменно сопоставляется два женских образа: женщина-идеал и женщина-антиидеал. Антиидеалу коммерческий автор приписывает такие качества, как либеральные убеждения, атеизм, преклонение перед западной культурой, неразборчивые сексуальные связи, наркотическая зависимость, бытовая безалаберность и попытки спорить с мужчинами. Женщина-идеал разделяет антидемократические и антизападные убеждения мужа, не задает лишних вопросов, всегда знает свое подчиненное место. При этом она обязательно красива, сексуальна и прекрасная хозяйка-кулинарка. Один из таких авторов пишет: “И все куда-то поплыло. Все в мире сошлось в одной точке, в которой переплелись их тела. Остальное время, пока Глеб бывал в отлучках, Настя занимала себя тщательным, по страницам и главам, осваиванием кулинарной книги. Настя принадлежала к тем, у кого получается в жизни все и лишь на оценку “отлично”. И готовила она прекрасно”. Смешно. Но лишь до тех пор, пока не посмотришь на цифру массового тиража.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru