КРУГ ВОПРОСОВ
Виталий Гинзбург:
“Нам нужно постепенно сращивать науку с
педагогикой”
Московское правительство предлагает
внести педагогическую деятельность в список
профессий для альтернативщиков
Имя
академика Виталия Гинзбурга на слуху у
общественности. Он стал нобелевским лауреатом по
физике. Теперь ученый считает своим долгом
достучаться до общественного мнения. Его
тревожит экспансия лженауки в современном
обществе и некорректное преподавание в школах
основ православной культуры.
На “круглом столе” в Центральном доме
журналиста нобелевский лауреат поделился с
журналистами своими опасениями.
– Как вы относитесь к объединению
Министерства науки и технологий с Министерством
образования? Не потеряют ли от этого и наука, и
образование?
– Эта мера кажется мне очень разумной. Соединять
науку и промышленность, как это делалось прежде,
мне всегда казалось нелепостью. Другое дело –
наука и образование. Но проблема в том, насколько
хорошо это будет работать. У нас в России
образовательная система устроена иначе, чем в
западных странах, в Америке, в Англии. Там
фундаментальная наука развивается главным
образом в университетах, где работают лучшие
ученые, у которых есть к тому же педагогические
обязанности. Там наука и педагогика слиты. У нас
же наука сосредотачивалась в закрытых НИИ. Нам
нужно постепенно эволюционировать: сращивать
науку с педагогикой и всячески укреплять
образование.
– А науку укреплять не нужно?
– Сегодня беззастенчиво рекламируются лженауки.
В науке существуют твердо установленные факты.
Лженаука начинается не там, где человек
высказывает новые идеи в неизвестной области, а
когда он выступает против твердо установленного
факта. На Западе – в Европе и в Америке – если
ученый уличен в фальсификации научных сведений,
в публикации фальшивых сведений, это конец его
карьеры, он больше не существует как ученый.
– Хотелось бы уточнить: в России ученого,
уличенного в фальсификации фактов, невозможно ни
дисквалифицировать, ни лишить грантов. Примеров
тому множество – хотя бы деятельность в
Санкт-Петербургском университете профессора
Игоря Фроянова, сочинителя истории Октябрьской
революции…
– В Академии наук действует Комиссия по
лженауке. Но действительно, никаких мер к людям,
которые занимаются лженаукой, применить
фактически нельзя. Можно исследовать, вынести
решение и объяснить, что с точки зрения науки то
или иное сочинение – это бред и поэтому Академия
наук денег на это давать не должна. Просто
помешать некоторым людям жульничать.
– На недавней встрече с президентом Путиным
вы единственный из академиков РАН выступили
против преподавания в школах основ православной
культуры? Это позиция ученого? Атеиста?
Общественного деятеля?
– Я атеист, как вы знаете. Но у нас еще, к
сожалению, существует смешение воинствующего
безбожия и атеизма. Считать атеиста воинствующим
безбожником – это все равно что считать
правоверного католика обязательно сторонником
инквизиции. Я являюсь атеистом и при этом
убежденным сторонником свободы совести. Я
сторонник того, что всякий культурный человек,
чтобы стать более культурным, не должен
пренебрегать религиозными ценностями. Многое и в
литературе, и в искусстве не будет понятно, если
не знать Библию, Коран и не быть знакомым с
историей религии.
Эту информацию, конечно, надо дать школьнику. Но
как? Нужно давать ее, не уклоняясь ни в веру, ни в
безверие. Для этого есть культурология,
обществоведение, история. Но ни в коем случае не
основы православной культуры, что сейчас
делается. Это возмутительнейшая вещь! Вопрос
ставится так: преподавание основ православной
культуры дается факультативно. Что в этом
безобразно? Допустим, человек не хочет посещать
эти уроки и его родители этого не хотят. Но если
он не будет их посещать, значит, он даже не будет
знать Библии? Это же абсурд. Все ученики –
независимо от их желания и мнения родителей –
должны ознакомиться с историей религии. А если
ребенок той или иной конфессии хочет знать свою
религию – пожалуйста, иди в церковь, в мечеть, в
синагогу. Это твое личное дело. При чем здесь
школа?
– Как вы относитесь к тому, что сегодня
российское образование понемногу становится
платным и россиянам приходится платить за свое
обучение?
– У меня есть правнуки. Моя внучка, которая
сейчас живет в Америке, родила близнецов,
мальчика и девочку, им недавно исполнилось
четыре года. И вот я, естественно, дал ей часть
своей Нобелевской премии. Что же она сделала? Она
положила их в банк – вклад на обучение детей. В
Америке несостоятельные родители – можете
поверить, что моя дочка несостоятельный
родитель, она живет на зарплату мужа – уже сейчас
кладут деньги в банк на эти цели. В такой богатой
стране, как Америка, родители заранее заботятся о
детях. Но! Платить за обучение детей у нас в
стране может ничтожная часть людей. Я считаю, что
тем, кто не может заплатить, надо давать
официально оформленный кредит.
– После получения Нобелевской премии в
вашей жизни многое изменилось. Вы встречались с
президентом, вашим мнением интересуются
журналисты. Вы почувствовали себя более
значительным человеком?
– Мне это скорее в тягость. Я стар. Поскольку меня
стали повсюду приглашать, я пользуюсь этим для
того, чтобы высказывать свое мнение. Пойди-ка
сейчас расскажи, что ты против православия в
школах! А я говорю это открыто, стараюсь
использовать свое положение не для своей пользы,
а для пользы общества, как я ее понимаю.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|