Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Пять сфер для девятого класса

Чтобы выбрать область интересов на свой вкус, ее нужно... распробовать.
И сделать это надо еще в средней школе. Но как?

Существуют разные точки зрения на основную цель введения профильного обучения. Однако все сходятся на том, что выбор профиля нельзя отождествлять с выбором профессии. Что же тогда выбирает ученик при переходе в 10 класс? Область учебных предметов? Если принять эту точку зрения, профиль оборачивается обычной углубленкой.
Заведующий Центром социально-профессионального самоопределения Института общего среднего образования РАО, профессор Светлана Чистякова считает, что самоопределение при переходе в старшую школу “должно идти по областям человеческой деятельности”.

Техника, знак, художественный образ?..

Типологию этих областей разработал известный психолог Евгений Климов. Он выделил пять основных сфер приложения человеческих сил: “Человек – человек”, “Человек – техника”, “Человек – знак”, “Человек – художественный образ”, “Человек – природа”.
Чтобы помочь детям определиться в выборе конкретной области, Светлана Чистякова начала разрабатывать особые учебные курсы. Один из них называется “Твоя профессиональная карьера” и предназначен для 8–9 классов.
Первое, с чего начинается курс, – информирование детей о мире профессий, о рынке труда, о возможностях профильного обучения, которое есть в местной образовательной сети. Одновременно идет обучение первоначальным навыкам самодиагностики, пониманию своих личностных особенностей и наклонностей. Причем дети учатся размышлять о том, как их природные задатки соотносятся с различными профессиями. А затем каждому дается возможность совершить профильные пробы.
Что такое проба? Это небольшое развивающее упражнение. Скажем, ребята знакомятся с областью “Человек – техника” и кого-то заинтересовала профессия дизайнера. Прекрасно, вот тебе задание, связанное с дизайнерской деятельностью: сделай икебану или придумай какую-нибудь красивую деталь к национальному костюму.
Важная особенность заданий в том, что они интегративны, то есть объединяют в себе различные знания и умения. Например, дизайнеру понадобится не только умение рисовать, но и способность делать математические расчеты. В процессе делания проб ребенок начинает понимать, на какие предметы ему следует обратить особое внимание, если он склоняется, скажем, к области “Человек – техника”.
За учебный год каждый ребенок может пройти пробы в 4–5 профессиональных видах деятельности.

“Самая необыкновенная” профессия

Курс очень востребован. Его ведут учителя практически во всех регионах России, в школах Беларуси и Украины.
Директор кемеровского межшкольного учебного комбината “Школьник” Зоя Малова отмечает, что “Твоя профессиональная карьера” дала новый импульс развитию всего образовательного процесса в комбинате.
Во-первых, курс оживил работу психологов и педагогов. Чтобы помочь ребятам продвинуться на пути самопознания, психологам приходится включать богатый арсенал психологических средств: анкетирование, тренинги, проективные методики (рисуночные тесты), деловые игры.
Учителям технологии тоже скучать не приходится. Им надо организовать учебный процесс так, чтобы, как сказала Наталья Новоклинова (она ведет пробу “Повар”), дети увидели, что ее профессия очень интересная и необыкновенная.
Не все пробы можно сделать непосредственно на комбинате. Значит, надо договариваться с предприятиями, чтобы они взяли ребят на практику. Благо находятся специалисты, которые соглашаются стать кураторами на общественных началах. Десятки фирм, учреждений, организаций города согласились принять юных практикантов “Школьника”.
Каковы результаты курса? Директор говорит, что к 10 классу у большинства ребят не возникает проблем с выбором профиля.
Бывает, конечно, и так, что дети идут на один профиль, а в процессе знакомства с профессией отказываются от первоначального выбора.
Например, у одной девочки родители – врачи, и она тоже с 8 класса ориентировалась на эту профессию. А через несколько лет, познакомившись с работой врача поближе, девочка отказалась от первоначального выбора: “Я не буду врачом, потому что у меня нет чувства сострадания. Как я буду лечить больных, если они мне безразличны?”
Еще один важный результат: появление множества интересных и разнообразных вещей в жизни ребенка. Вот что ответила на вопрос об отношении к новому курсу восьмиклассница школы
№ 80 Катя Якубенко: “Пробы позволяют постоянно узнавать что-то новое о себе и о мире. Например, моя сфера – “Человек – художественный образ”. У меня есть способности к этому, мне нравится рисовать одежду, причем самую разную – и праздничную, нарядную, и простую, рабочую. Попробовала себя в дизайне, теперь хожу на пробу “Секретарь”. Тоже нравится. А еще хочу пойти на пробы “Парикмахер” и “Продавец”.
Сейчас “Школьник” дает возможность детям попробовать свои силы в 16 видах профессиональных занятий, охватывая все пять сфер деятельности. А Зоя Александровна уже мечтает о расширении пространства выбора. “Хочется дать детям больше возможностей для проб в области “Человек – природа”. Вот если бы мы, к примеру, заключили договор с лесным хозяйством и ребята смогли ощутить особую прелесть близкого, “профессионального” соприкосновения с жизнью леса”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru