Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ПОВЕСТКА ДНЯ 

Наталия ИШТРИКОВА

– Как вы оцениваете создание Министерства образования и науки?
Как, по-вашему, это может повлиять на развитие системы образования?

Александр Шишлов, директор программ гуманитарно-политологического центра “Стратегия”:

– Логика в таком слиянии, несомненно, есть. Для высшей школы интеграция образования и науки – вещь необходимая. Кстати, думский профильный комитет тоже несколько лет объединяет сферы науки и образования.
Однако возникают и некоторые опасения. Как правило, когда происходят административные изменения, всегда возможны некоторые потери. Так, может случиться, что средняя общеобразовательная школа окажется на обочине, тем более что сегодня она финансируется не из федерального бюджета. Необходимо помнить, что школа требует федеральной государственной поддержки. Впрочем, поскольку Владимир Филиппов остается в новом министерстве первым заместителем, то школа вряд ли окажется без внимания.
В то же время, на мой взгляд, ожидать положительных изменений, связанных с изменением состава правительства, нет оснований, поскольку финансово-экономический блок остается прежним.

Эдуард Днепров, экс-министр образования, руководитель ВНИК “Стандарт”:

– Слияние министерств может иметь и негативные, и позитивные тенденции. В вопросе слияния образования и науки нет однозначной оценки. Я думаю, благодаря этому слиянию может реализоваться несколько тенденций, свидетелями которых мы были на протяжении последних лет.
Тенденция первая: возможность превращения Министерства образования в Министерство высшего образования. Кстати, три последних министра (Кинелев, Тихонов, Филиппов) – именно ректоры. Стоит вспомнить также, что при слиянии Минобразования и Минвуза соотношение кадров прежних министерств составило 1:5.
Тенденция вторая: вероятность усиления технократизма и сайентизма в образовании. Сегодня сайентистский подход в школе полностью отсекает интересы личности, гуманистическую составляющую. Задача получения знаний представляется как главная, как самоцель. Этому способствует и узкопредметный подход к формированию содержания образования. Из сайентистского подхода напрямую вытекает отсев детей уже в школе и кадровый перекос при профподготовке.

Исак Фрумин, координатор образовательных проектов Всемирного банка:

– Мне кажется, что слияние направлений образования и науки – очень прогрессивный шаг, отражающий международный опыт. Весь вопрос в том, удастся ли при структурной реорганизации ослабить ненужные бюрократические преграды в системе административного управления и улучшить государственное управление в целом. Опасность я вижу лишь в том, что может потеряться стабильность, организованность системы. В целом, думаю, объединение создаст условия для более широкого взгляда на проблемы системы образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru