Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ГАСТРОЛЬНАЯ ПОРА 

Павел ПОДКЛАДОВ

Принц Гамлет и зайцы

Шекспировский триптих Э.Някрошюса

Судя по всему, великий литовский режиссер – создатель и руководитель вильнюсского театра “Мено фортас” – действительно навсегда прикипел к России. И немудрено: театральные корни Някрошюса – в Москве. Он учился в ГИТИСе у Андрея Гончарова, а все свои премьеры обязательно показывает в Москве. В прошлом сезоне впервые поставил спектакль в компании с российскими звездами и выбрал для этого чеховский “Вишневый сад”. Спектакль стал гвоздем сезона и конечно же был номинирован на главную театральную премию страны – “Золотую маску”. И если раньше грандиозные театральные сочинения Някрошюса проходили по номинации “Лучший зарубежный спектакль”, то в нынешнем году “Вишневый сад” будет соревноваться за главный приз. Собственно, поводом для этой публикации стало событие, которое имеет отношение и к Някрошюсу, и к “Золотой маске”.
Обычно “Маска” открывается в Международный день театра – 27 марта. Так будет и в этом году. Но поскольку нынешний фестиваль юбилейный – 10-й по счету, то организаторы решили предварить его гастролями лучших спектаклей – участников “Золотой маски” прошлых лет. И среди них, естественно, оказался Някрошюс. “Мено фортас” открыл гастрольную афишу драматических театров и показал на сцене Театра им. Моссовета свою знаменитую шекспировскую трилогию – “Гамлета”, “Макбета” и “Отелло”. А за день до начала гастролей Някрошюс дал пресс-конференцию.
Поскольку беседа с журналистами проходила в контексте надвигающегося фестиваля, народ поинтересовался, как режиссер относится к наградам и премиям. Премии получать приятно, ибо они – знак внимания и уважения (особенно, “когда такая большая страна, как Россия, награждает маленькую страну”). Но лучше, по словам Някрошюса, к премиям относиться, как “ко вчерашнему дню”.
Журналисты интересовались, часто ли шекспировские спектакли режиссера идут в Вильнюсе. Ведь “Гамлет” был поставлен семь лет назад, а это для любого зрелища – срок изрядный. Со вздохом режиссер ответил, что “все стареет, и это естественно”. К сожалению, шекспировские спектакли на родине играются очень редко: лишь два-три раза в год. Вильнюс – город маленький, и театр просто не смог бы собрать зрителей, если б решил играть чаще. Да и своего здания у “Мено фортас” нет: он арендует зал у Национального театра и не может позволить себе работать в убыток, поскольку не имеет от государства никаких дотаций. Поэтому команда Някрошюса играет больше за границей, чем дома. Например, в прошлом году за рубежом было сыграно 60 с лишним спектаклей.
На вопрос автора этих заметок, продолжает ли Някрошюс работать над своими старыми спектаклями, в частности над “Гамлетом”, режиссер ответил отрицательно. “Поставил, и надо идти вперед, не оглядываясь”. У режиссера есть желание снова взяться за “Гамлета”, но тогда из старого спектакля он оставил бы “каких-то 15 процентов”. И вообще в ближайшее время к Шекспиру режиссер прикасаться не хочет, потому что он… “измучивает очень”. На вопрос о том, есть ли среди его творческих детищ такие, к которым он относится особенно хорошо, Някрошюс ответил вполне дипломатично: “Лучше ответить, что одинаково”.
Что витало в воздухе, когда Някрошюс ставил “Вишневый сад”? Оказалось, что процесс работы над чеховской пьесой был для него необычным. “Такой жесткий график не давал на репетициях свободы ни актерам, ни мне”. В проекте были заняты крупные актеры, режиссер никогда раньше не работал с “любимцами народа”. И ему хотелось опережать их, чтобы не возникало спорных ситуаций и длинных дискуссий. Отвечая на вопрос о финале “Вишневого сада”, в котором появляются герои с заячьими ушами и звучат то ли выстрелы, то ли звуки топора, рубящего деревья, – режиссер сказал, что для него это вовсе не трагический символ, связанный с окончанием жизни. Наоборот, он – о продолжении жизни нашего духа. “Я не хочу исчезать, я хочу перейти в какие-то другие субстанции: в дерево… К дереву подойдет какая-то косуля и будет есть… Я не хочу, чтобы после нашей жизни была поставлена точка. Я верю, что наш дух переходит в лес, в угол какого-то дома… Я не имел в виду, что рубят сад. В заброшенный сад всегда приходят зайцы, чтобы подкормиться. Может быть, кто-то постреливает и отпугивает их…”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru