Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 72 
 

Собрана первая коллекция лучших образцов зарубежной учебной литературы

Авторы и издатели учебников, учителя и методисты… Мало кто из этих представителей педагогического профессионального сообщества до последнего времени мог удовлетворить закономерно возникающий интерес: а по каким учебникам учатся в других странах? И вот впервые несколько десятков образцов зарубежных учебников представлено педагогической общественности в Головном информационном центре учебного книгоиздания г. Москвы.
Работа по созданию коллекции зарубежных учебников была проведена в рамках компонента “Реформа учебного книгоиздания” Национального фонда подготовки кадров. Как собиралась коллекция? Для экспертной оценки был представлен длинный аннотированный список зарубежных учебников из Великобритании, Германии, Франции, Люксембурга, Польши, Чехии, состоящий из наиболее продаваемых книг издательствами учебной литературы этих стран. Список был дополнен отдельными учебниками последних годов выпуска из каталогов издательств. Кроме того, в формировании списка немецких учебников принял участие институт квалификации земли Баварии.
В коллекцию лучших образцов вошли отобранные из этого списка издания, которые соответствовали определенным критериям, разработанным специалистами НФПК. Эти учебники дифференцированные (разноуровневые), они предполагают деятельностный подход к построению учебного содержания, книги ориентированы на организацию самостоятельной работы учащихся с учебным материалом, они реализуют интегративный (межпредметный) и компетентностный (надпредметный) подход к построению конкретного учебного предмета, демонстрируют разные способы организации контрольно-оценочной деятельности. Кроме того, представленные учебные пособия имеют оригинальное предметное содержание, отличающееся от общепринятого, и предлагают оригинальные решения при составлении методического аппарата.
Если говорить о жанрах учебной литературы, представленной в коллекции, там нашли свое место УМК по математике, физике, обществознанию, химии, образцы учебных пособий по нетрадиционным учебным предметам (социологии, экономике, правоведению, информатике для основной школы и т.д.). Отдельно представлены образцы учебных пособий по подготовке к экзаменам и учебных пособий по повышению квалификации учителей.
Сама работа по созданию коллекций, по мнению директора Головного информационного центра учебного книгоиздания Александра Медведева, позволила сделать ряд существенных выводов относительно особенностей существующих в мире традиций конструирования учебной книги.
Большинство зарубежных пособий для школы довольно объемны, по своему содержанию они выходят за рамки обязательной программы. При этом учебники построены с учетом разных уровней обучения, т.е. имеют дифференцированный характер. В большинстве случаев существует “вертикаль” учебников одного авторского коллектива с общим методическим сопровождением (единая предметная линия). Другая интересная характеристика: большинство учебных пособий для старшей школы ориентировано на подготовку к выпускным экзаменам, имеет расширенный методический аппарат для организации такой работы. Как правило, бумажный учебник выходит в сопровождении компакт-диска, что позволяет оперативно вносить необходимые изменения в учебные материалы.
Ну и конечно, учебные пособия хорошо иллюстрированы (схемами, фотографиями, картами, диаграммами, графиками и т.п.), имеют большой справочный материал и – что особенно важно – обязательно предполагают определенную систему работы с терминами.
Первые, кому посчастливилось познакомиться с прибывшими образцами лучшей учебной литературы – специалисты, составляющие аннотации книг коллекции, – получили не только пользу, но и настоящее удовольствие от изучения этих образцов. У Юрия Автономова (аспиранта ГУ-ВШЭ), работавшего с англоязычной частью коллекции, особенный восторг вызвали оксфордские учебники по химии: в первую очередь приложения, связанные с работой химика за компьютером. Использование фотографий трехмерных моделей молекул в качестве обучающих иллюстраций, оказывается, – эффективный и легкий способ сделать мир химии наглядным и привлекательным для школьника.
Редактор журнала “Иностранные языки в школе” и автор учебника для языковых спецшкол Надежда Каменецкая, которая занималась анализом немецких учебников, особо отметила серию учебников по истории “Kennen und verstehen”, где подробно рассказывается об игровых методических приемах при изучении истории. Характерная особенность зарубежных изданий – яркие, часто публицистические названия обычных школьных курсов: один учебник по физике, например, называется “Галилей”, а другой – “Ньютон”… Таким образом, даже знакомство с названиями зарубежных учебников может стать интересным и поучительным занятием.
В качестве сопровождения выставки предлагаем вашему вниманию аннотированный список изданий коллекции, публикация которого начинается с этого выпуска “Учебников” и будет продолжена в будущих номерах (аннотации на англоязычные издания из коллекции лучших образцов учебной литературы ГИЦ).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru