Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ 
ИМЯ И СЛОВО 

Ирина БУТЫЛЬСКАЯ

Вертикальное кино

Памяти Элема Климова и Ларисы Шепитько

В июле прошлого года режиссеру Элему Климову исполнилось семьдесят. Сам он, правда, к юбилейным датам относился скептически.
У него было свое понимание времени, свойственное лишь очень немногим. Время не только вертикально, то есть течет по календарю – день за днем, год за годом, – но и горизонтально: прошлое не уходит в небытие. Только становится неощутимым для тех, кто не способен его воспринимать. Изначально этот дар был дан нам всем, но так уж развивался род человеческий: осваивалось, обживалось не время, а пространство. Планета, казавшаяся огромной: земли и воды. И – небо, космос: что там?.. Пространство расширялось, приближалось, а время вынужденно отступало. Пряталось, терялось, исчезало… Нет, “машина времени” – не выдумки, не фантастика, а всего лишь неосвоенные человеческие возможности.
Так говорил он в нашу единственную долгую встречу, три с лишним года назад. Человек, которого невозможно представить в образе “не от мира сего”, четко вписанный в свой земной срок и в свое поколение. Но есть и факты биографии: целое десятилетие понадобилось, чтобы замысел “Убить Гитлера” воплотился-таки в фильм “Иди и смотри”.
Иди и смотри!.. Но не увидеть нам с вами ни “Преображения” из эпохи царствования Екатерины II (желающих отсылаю к альманаху “Киносценарии” № 4, 5 за 1990 г.), ни фильма о сталинской эпохе, какой собирался и мог бы снять Элем Климов. Ни его киноверсии “Бесов” Достоевского, о чем, к слову, мечтал и Андрей Тарковский. Не позволили ни тому, ни другому… Что уж говорить о “Мастере и Маргарите” – самом таинственном романе двадцатого века и самом выстраданном замысле Климова. Не только его личная, но и наша, миллионов читателей и потенциальных зрителей, невосполнимая потеря.
– Свершается то, чему суждено, – жестко говорит он осенью 2000 года, и с этим, наверное, можно и должно согласиться. Но что-то мешает. Да его же собственная драматическая судьба, вот что! Его и ее…
Он не может не говорить о Ларисе, и она близко, рядом. Юная-юная, солнечная, летняя – еще не кинорежиссер всемирной известности, еще без трагических черт в облике – на большом фотопортрете, так и светится вся. А на другом – в живописи – взрослая прекрасная женщина то ли девятнадцатого, то ли Серебряного века в старинном платье с высоким кружевным воротничком.
Элем: “Я так и не понял, кем она была…” Ясновидящей? Почему буквально с точностью до дня знала, предсказывала свой уход?
Четверть века, три месяца и еще сколько-то дней прожил он без Ларисы, но не расставаясь с ней, не прощаясь.
Семь лет ушло на подготовку книги о ней. Возможна ли – теперь – книга о нем?
Перебираю имена их ровесников и тех, кто чуточку старше, кого Лариса называла “людьми одной группы крови”. Шпаликов, Шукшин, Тарковский, Визбор, Высоцкий, Альфред Шнитке, Юрий Ракша, Александр Княжинский, Виктор Дёмин… Этот ряд можно продолжать и продолжать. Люди, которые и по сей день могли бы являться нашими современниками, они не успели обзавестись учениками и увидеть взрослыми своих детей, составить завещания и взглянуть в глаза веку нынешнему. Каким бы он им показался – да и оказался бы, будь они с нами, не таким, быть может, каков теперь?
И вопреки очевидности отчаянно хочется окликнуть каждого из них по имени, попросить вернуться, остаться, побыть еще в этом “не лучшем из миров” и его “вертикальном” времени…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru