Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЫСТАВКЕ 

Юрий ГЕРЧУК

Тепло холодного камня

Скульптуры Дмитрия Шаховского в Третьяковской галерее

ПОРТРЕТ НИНЫ ЖИЛИНСКОЙ

ПОРТРЕТ НИНЫ ЖИЛИНСКОЙ

Небольшая каменная головка молодой женщины – портрет скульптора Нины Жилинской – была сделана почти полвека назад, в 1957 году, ее товарищем Дмитрием Шаховским и стала одной из первых ласточек какой-то новой, рождавшейся в те годы скульптуры. Долгое время скульптура была главным образом официальным искусством памятников и однообразных парадных бюстов, воплощавших государственный пафос, академически проработанных (за этим следили), но мертвенно холодных. Работа Шаховского была совершенно иная и в этом смысле “неправильная”. Конечно, совсем уж не официальная. Маленькая (меньше натуры) камерная головка без плеч, очень изящная, миниатюрная. Легкий поворот и наклон головы придают портрету живую непринужденность. Лицо неуловимо меняется при обходе, работа рассчитана не на одну точку зрения. Индивидуальные черты округлого, чуть скуластого лица ясно выражены, а между тем скульптор избегает деталей, обобщает, затушевывает даже глаза, что делает взгляд неопределенным, как бы задумчивым. Портрет высечен в желтоватом чуть зернистом песчанике, и плотность камня, его матовая круглящаяся поверхность играют немалую роль в характеристике образа. Работа не переведена в камень (как могла бы механически быть переведенной в какой-либо иной материал), но именно в нем задумана и выполнена.
Последнее качество очень характерно и принципиально для Шаховского. Он мыслит в камне, дереве или металле, исходит из материала уже в замысле и позволяет ему оставаться самим собой до конца. Скульптор охотно пользуется грубым, почти не обработанным материалом, иной раз лишь кое-где подправляет его форму резцом. Характерны “Фигуры на консолях” (дерево, 1978), сколоченные из досок, из кусков дерева и помещенные высоко на стене. По силуэту и пропорциям это отдаленные подобия готических статуй, экспрессивные и величавые, при том что остаются вполне схематичными. Ребра досок образуют вертикальные складки одежд, бруски и чурбаки, точно соотнесенные друг с другом, оказываются составляющими стройных тел. Остроумно использованный опыт кубистической пластики, экспрессия сдвигов, смелая схематизация объемов обостряют выразительность силуэтов. Грубая на первый взгляд форма фигуры оборачивается изящной, классически точно построенной статуей.
Дерево, очевидно, любимый материал Шаховского, в нем выполнено большинство работ выставки. Он точно чувствует его округлость и слоистость, его вертикальную направленность, умеет сохранить и даже подчеркнуть эти качества в готовой работе, обернуть их не во вред, а на пользу ее изобразительности, сделать опорой ее образной цельности. В таких работах ощутимо сродство образной системы современного скульптора с произведениями старинных русских народных мастеров – с деревянными крашеными “Николами” и “Христами в темнице”, крылатыми ангелами из дальних сельских церквей или с деревенской игрушкой, вытесанной топором из сосновой чурки. Таковы и изображения сказочных зверей для знаменитых часов на фасаде Московского театра кукол, выполненных Шаховским вместе со скульптором Павлом Шимесом в 1970 году.
Шаховской много работал для архитектурных сооружений. Конструктивность и архитектоничность его скульптур, их строгий лаконизм и крупные, простые объемы органически связываются с геометрически строгой архитектурой последних десятилетий ХХ века. Нередко он применял здесь прорезные пустотелые формы, выгнутые из листового металла.
А камень в портретных головах детей (“Коля”, “Наташа”, обе – гранит, 1986) остается именно камнем – массивным, шероховатым и округлым, подобно природному валуну или булыжнику, не столько буквальным подобием человека, сколько зримой метафорой, соотносящей природные свойства материала с наложенным на него образом живой натуры.
Художественная культура ХХ века значительно расширила выразительные возможности скульптуры, освободив ее от жесткой подчиненности реальным жизненным прототипам. Она дала простор отдаленным ассоциациям, экспрессивному и символическому языку неизобразительных форм. Но при всей смелости Шаховского в обращении с конструкцией и пластикой скульптуры, с ее ритмическим и пространственным строем работы его всегда гармоничны. Как бы ни был обобщен и трансформирован в них человеческий образ, он остается живой основой произведения, его эмоциональным ключом.
Экспозиция в Третьяковской галерее приурочена к 75-летию мастера. Она ретроспективна, скульптуры, представленные на ней, отражают весь его творческий путь, начиная с работ, впервые появлявшихся еще на молодежных выставках конца 50-х годов. Между тем выставка сравнительно невелика, не поражает количеством экспонатов, отобранных строго до скупости. Иные из них давно уже знакомы внимательным к развитию нашего искусства зрителям, принадлежат лучшим музеям страны – самой Третьяковской галерее, Русскому музею в Петербурге. Этот ряд скульптур дополнен фотографиями нескольких монументальных ансамблей мастера, а также его рисунками, на выставках до сих пор не показывавшимися. Рисунок – универсальный художественный язык для мастеров любого вида изобразительного искусства, средство беглой фиксации и варьирования творческих замыслов, один из способов интимного общения художника с натурой. Далеко не всегда он предназначен для зрителя. В такой личный, камерный мир вводят вас и рисунки Д.Шаховского. При всей беглости они очень артистичны. Прикосновения его карандаша или кисти к бумаге деликатны, рисунок прозрачен и воздушен. Художник показал и первоначальные графические наброски пространственных композиций, и этюды обнаженной натуры, и рисунки, которые можно, пожалуй, назвать лабораторными – лаконичные ритмические построения (серия “Заборы”, 2001–2003), и подвижные зарисовки условных фигурок, им самим вылепленных из смятых бумажек (серия “Бумажные актеры”). Воздушные, казалось бы, почти бесформенные, они одухотворены какой-то невидимой жизнью, заставляют всматриваться в свои странные жесты. Один из таких бумажных “натурщиков” представлен на выставке и в объеме.
Поколение Дмитрия Шаховского, сегодня уже старшее в нашем искусстве, теперь уступило авансцену иным и нередко буйным тенденциям. Между тем выставка показывает его одним из хранителей высокой пластической культуры, живой связью развивающегося искусства с его корнями и традициями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru