Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ДЕПУТАТСКИЙ ПОРТФЕЛЬ 

Александр ШИШЛОВ,
Наталия ИШТРИКОВА

“Образование – не та сфера, где вопросы экономии должны быть на первом месте”

В примерной программе весенней сессии нет практически ни одного важного социального законопроекта

Перспективы законодательной работы новой Думы комментирует Александр Шишлов, председатель думского Комитета по образованию и науке третьего созыва, директор программ санкт-петербургского гуманитарно-политологического центра "Стратегия".

– Александр Владимирович, перед системой образования на 2004 год вновь поставлены задачи, отношение к которым в обществе неоднозначное: ГИФО, реструктуризация сельской школы, профилизация. Возможна ли вообще смена приоритетов в образовательной политике?
– Всерьез о перспективах на 2004 год можно будет говорить после президентских выборов и назначения нового правительства. Пока же из года в год ставятся одни и те же задачи, а ситуация почти не меняется. Для правительства образование приоритетной сферой не является. Доказательство тому – слабая динамика увеличения бюджетного финансирования и нежелание изменить отношение к механизму привлечения внебюджетных средств. И то, что Государственная дума сегодня полностью управляема из администрации президента и правительства, подсказывает, что и из стен Думы трудно ожидать каких-то серьезных импульсов.
– Вы видите какие-то рычаги влияния на администрацию президента и правительство?
– Надеюсь, что такое влияние возможно. Тем, кто принимает решения, необходимо понять, что хотя правильно стремиться сделать финансирование системы более эффективным, это не должно становиться самоцелью. Образование – это не та сфера, где вопросы экономии должны быть на первом месте.
– Действительно ли правительство снова рассматривает ГИФО как приоритетную схему финансирования высшего образования?
– Пока готовых решений нет, а идея ГИФО весьма спорная. Но формы софинансирования высшего образования нужно развивать. Мне представляются более перспективными государственные субсидии, образовательные кредиты, создание специальной системы стипендий для иногородних студентов. Обо всем этом речь идет, в том числе в президентской администрации. И если такие решения будут приняты, они потребуют законодательных изменений, в которых я намерен участвовать.
– Какие задачи вы как председатель комитета третьего созыва видите перед нынешним комитетом?
– Первое – это увеличение финансирования системы, привлечение внебюджетных средств, установление льгот. И второе – участие гражданского общества в развитии образования. Поэтому для меня особенно важна судьба внесенного мною законопроекта об управляющих советах в школе. Эта идея поддерживается сегодня в министерстве. Кстати, наш закон носит широкий характер, он не сводится к известной идее попечительских советов. Если нам удастся его принять, то начнет меняться и отношение государства к образованию.
– Как вы считаете, могут ли в процессе расчистки объема законопроектов пострадать какие-то проекты, важные для системы образования?
– Надеюсь, что нет. Хотя есть темы, консенсуса по которым пока не предвидится. Например, по приобретению учебников, по компенсационным выплатам на питание, по специальному образованию.
– Как вы можете прокомментировать ситуацию с законопроектом о стандарте, на скорейшем принятии которого настаивает министерство?
– Законопроект, конечно, не совсем такой, каким хотелось бы его видеть, из него исчезла глава о финансовом нормативе, но и в сегодняшней, согласованной, редакции он все-таки имеет перспективу.
– Известно, что вы встречались с новым председателем Николаем Булаевым. Какое впечатление у вас от этой встречи?
– Мне показалось, что у него есть интерес к сфере образования и он готов серьезно заниматься ее проблемами.
– Как вы считаете, сможет ли Комитет по образованию и науке в сложившемся составе осуществлять социальную миссию?
– О комитете говорить, на мой взгляд, рано, его успех будет зависеть от тех его членов, которые будут реально работать, а таких, как правило, не 14, а 1–2. В целом к новой Думе у меня очень пессимистичное отношение. Я сомневаюсь, что теперь в стенах Думы возможно проведение каких-то дискуссий или парламентских слушаний по острым вопросам оплаты труда, экономики образования… Буду рад ошибиться. Но, с другой стороны, теперь ясно, кто несет ответственность за все решения Думы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru