Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ДЕПУТАТСКИЙ ПОРТФЕЛЬ 

Наталия ИШТРИКОВА

Дума приступила к работе...

В примерной программе весенней сессии нет практически ни одного важного социального законопроекта

На последних пленарных заседаниях несколько депутатов попытались исправить положение. Не получилось.
Тамара Плетнева (КПРФ) напомнила коллегам о том, что именно из-за большого количества социальных обещаний гражданам "Единая Россия" получила так много голосов в парламенте. Но из десяти законопроектов раздела "Социальная сфера", названных первоочередными, только один-два реально улучшают положение россиян. Тамара Плетнева потребовала рассмотрения законопроекта о детских единовременных пособиях к началу учебного года. Слушание по нему наметили на июнь, хотя Комитет по образованию предлагал апрель, а фракция КПРФ – март.
Олег Смолин (КПРФ) сообщил о том, что отношение минимального размера оплаты труда (МРОТ) к прожиточному минимуму возрастает удручающими темпами – 0,4% в год, и следовательно, два этих параметра сравняются не ранее чем через 196 лет.
Законопроект о поэтапном повышении МРОТ отложили на апрель.
Иван Мельников (КПРФ) настаивал на включении законопроекта о МРОТ в программу весенней сессии, и тотчас против этого предложения выступил представитель правительства Андрей Логинов. Он заявил о полной неперспективности законопроекта и необходимости его длительной доработки. И это при том что проект, рассмотренный в двух чтениях, уже нельзя дорабатывать, а можно только принимать или отклонять. Депутат Сергей Решульский попросил рассмотреть законопроект 4 февраля. В итоге постановили решить проблемы МРОТ все-таки в апреле…
Олег Смолин попробовал убедить коллег в необходимости приглашения министра финансов Алексея Кудрина на правительственный час 11 февраля, чтобы подробно расспросить, на каком финансовом фундаменте основана передача ПТУ и техникумов в ведение регионов. Предложение Смолина депутатам не понравилось.
Многие образовательные эксперты уверены: четвертая Дума ничего для улучшения положения в сфере образования и науки не сделает. Нынешняя Государственная дума – орган, полностью подчиненный воле правительства, и влиять на ее решения можно только через Министерство образования, правительство и администрацию президента.
А это довольно затруднительно, так как в указанных структурах повышение эффективности системы образования вот уже несколько лет отождествляют с простой бухгалтерской экономией. Любые предложения, связанные с затратами, сразу отметаются. И вектор развития системы никак не сместится с курса, продиктованного специалистами Мирового банка.
Вот и опять в числе основных задач развития сферы образования в 2004 году ("Итоги социального развития РФ в 2003 году") читаем: реструктуризация сельских школ, переход отдельных вузов на ГИФО, передача ПТУ и техникумов в регионы. Пишут еще о профильном обучении, необходимости введения стандарта, о продолжении информатизации (может быть, в этом году выделят дополнительно средства и профинансируют по паспорту эту программу?), о создании школ-интернатов для особо одаренных при вузах (это для тех одиноких ректоров, кого до сих пор не устраивает ЕГЭ).
И ни слова о введении, например, льготных налоговых условий для системы образования. Прогноз на 2004 год получается таким: продолжится сокращение государственной финансовой ответственности, уменьшится число школ (хотя в 22 регионах наконец-то обнаружен прирост населения), еще более усложнится материальное положение учебных заведений. Ведь вопреки Закону "Об образовании" внебюджетные средства теперь фактически подчинены органам управления образованием, которые сегодня решают, сколько дать школе из заработанных ею же средств.
Но на бухгалтерской экономии далеко не уедешь. Для реального развития системе образования нужно или увеличение государственного обеспечения, или благоприятная налоговая обстановка, способствующая росту внебюджетного финансирования. Кто сможет это объяснить федеральным чиновникам?
Будем надеяться, что эксперты ошибаются и Государственная дума все-таки войдет в историю как послужившая улучшению социальной ситуации. Во всяком случае, что Комитет по образованию "сделает невозможное", как надеется его председатель Николай Булаев.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru