Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2004

Первая тетрадь. Политика образования


 

Василий КРАЮХИН

Языковой барьер

5 февраля Латвия пережила события, которые журналисты сразу окрестили “школьной революцией”. Около восьми тысяч учеников старших классов из 35 школ разных городов страны собрались в столице перед зданием Сейма, протестуя против запланированного с 1 сентября этого года перевода русских школ в Латвии на обучение преимущественно на латышском языке.

Принять решение о таком изменении латвийской школьной системы Сейму предстояло 6 февраля, когда произойдет окончательное голосование по принятию соответствующих поправок к Закону “Об образовании”. Однако прогноз для всех был очевиден, поскольку большинство депутатов Сейма (“депутаты правящей коалиции парламента Латвии” – как было сказано в одном из пресс-релизов латвийского посольства в Москве, и эта описка весьма характерна!) занимают ярко выраженную антирусскую позицию. К тому же рассмотрение законопроекта происходит на фоне очередного правительственного кризиса – вновь обострились отношения между парламентским большинством и премьер-министром страны Эйнарсом Репсе, которого обвиняют в авторитарных методах управления. Правда, как заметил один известный политолог, “правительственные кризисы в Латвии так всем надоели, что на них давно никто не обращает внимания”. Но как раз сейчас это важно, поскольку позиция исполнительной власти однажды уже сыграла важную роль в судьбе русских школ. Еще в 2002 году в Сейм был внесен законопроект, предусматривающий перевод всех русских школ на преподавание всех предметов, кроме русской литературы, на латышском языке. И депутаты были готовы принять его без всяких оговорок, не обращая внимания ни на многотысячные митинги и протесты русскоязычного меньшинства, ни на полную неготовность учителей и учеников русских школ к переходу на такую форму обучения (литовский язык в совершенстве в русскоязычных школах знают сейчас всего 16 процентов преподавателей). Однако президент Латвии Вайра Вике-Фрейберг несколько разрядил тогда ситуацию, заявив, что не подпишет столь жесткий законопроект. В 2003 году закон был изменен – русским школам было отведено 40 процентов времени для преподавания на русском языке, остальное место в расписании должно было занимать преподавание на латышском. На нем же теперь планируется принимать выпускные экзамены. Именно за этот вариант поправок к Закону “Об образовании” и голосует сейчас Сейм, хотя депутаты прекрасно понимают, что и этот закон не может устроить ни одну русскоязычную школу. Понимают это и в правительстве Латвии, где в отличие от парламента никто не стремится добавлять очередную ложку дегтя к латвийско-русским отношениям. Тем более что российская Госдума накануне приняла довольно жесткое обращение к правительству и Сейму Латвии в защиту сохранения образования на русском языке. Однако сейчас исполнительная власть блокирована – у нее нет возможностей лишний раз идти на конфронтацию с Сеймом, и скорее всего поправки к Закону “Об образовании” будут утверждены.
Чем это грозит русскоязычному населению? По мере того как Латвия приближается к вступлению в Евросоюз, русских практически выталкивают за пределы республики. Но если раньше это вытеснение было направлено в первую очередь на пенсионеров и людей среднего возраста, то теперь политические амбиции депутатов Сейма лишают Латвию ее будущего – почти одной трети всех учеников страны. Впрочем, какой бы привлекательной ни казалась жизнь в таком демократичном государстве, как Латвия, уже сегодня только 20 процентов русскоязычных старшеклассников связывают свое будущее с этой страной. Большинство из них рассчитывают переселиться в Западную Европу, а 16 процентов – в Россию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru