Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N31
GENIO LOCI 

Алексей МИТРОФАНОВ

Огородница

Скульптор Анна Семеновна Голубкина родилась в 1864 году в Зарайске. Здесь же в 1927 году скончалась. Редкий случай. Как правило, выходец из провинции, выбившись в люди, навсегда покидает свою малую родину – предпочитает жить в столицах или за границей. Но Голубкина, пожив в Москве, Санкт-Петербурге и Париже, вернулась в свой родной Зарайск.
Анна Семеновна ни в коей мере не была богемным человеком. Жила скромно, уединенно, не отличалась особой общительностью. Тем не менее о ней осталось множество воспоминаний, характеризующих Голубкину не только как видного скульптора, но и как незаурядную, даже выдающуюся личность.
Возможно, где-то авторы воспоминаний, по которым пишутся эти заметки, что-то приукрасили. И пусть. Миф о Голубкиной ценен не меньше, чем сухая биография.

Одна из подруг Голубкиной писала о ее зарайском детстве: “Поблизости от дома было много превосходной белой глины, и будущий скульптор очень рано начала лепить из нее фигурки своих бесчисленных четвероногих друзей – кошек, собак, лошадок, обитавших на постоялом дворе… Анна любила взбираться на широкий парапет кремлевских стен. Отсюда через бойницы открывались необъятные степные просторы. По ним когда-то двигались на город несметные полчища диких кочевников… Ни Москва, ни Петербург, ни Париж не могли стереть у Голубкиной ее первых впечатлений от скудной родной природы”.

* * *

Во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Голубкина довольно часто делила мастерскую с еще одним учеником и также прославленным в будущем скульптором – Сергеем Коненковым. Тот обратил внимание, что девушка время от времени отходит от своей работы и забирается по лестнице под самый потолок.
– Что вы там делаете, Анна Семеновна? – не выдержал в конце концов Коненков.
– Набираюсь высоких мыслей, – с крайне серьезным выражением лица ответила Голубкина.

* * *

Одним из профессоров Голубкиной был строгий Сергей Иванов. Анна Семеновна довольно требовательно относилась к своим студенческим работам, и время от времени ей не хватало чьей-то критики. Как-то раз Голубкина не выдержала и попросила одного из соучеников сходить за Ивановым.
Тот быстренько явился, посмотрел голубкинскую статую и произнес:
– У вас в работе планы – во-о! А в натуре – э-э-э…
– Спасибо огромное, все поняла, – ответила Анна Семеновна и принялась исправлять свою статую.

* * *

Во время обучения в Париже Анна Голубкина влюбилась в малоизвестного французского скульптора. Результат этой безответной любви был весьма драматичен – Голубкина бросилась в Сену. Но Анну Семеновну удалось спасти, и тогда она отравилась. К счастью, и на этот раз все обошлось.

* * *

Когда философ Василий Розанов впервые увидел работы Голубкиной, он произнес:
– Если в Зарайске такие огородницы, то какого же ума должен быть зарайский городской голова!

* * *

Сама Анна Семеновна Голубкина стала с годами весьма незаурядным учителем. Однажды один начинающий скульптор показал ей свою статую львицы, что-то азартно грызущую.
– У вашей львицы нет хребта, – заметила Голубкина.
– И что же делать?
– Как что? Вот ведь вы раньше думали: “Львица – грызет”. А теперь подумайте: “Львица – хребет”. И все у вас получится.

* * *

В другой раз Голубкина спросила одного ученика:
– Что вы сейчас делаете?
– Пока ничего. Ищу форму, – с пафосом ответил тот.
– Начните лучше с содержания, – ответила ему Анна Семеновна.

* * *

Как известно, Голубкина участвовала в революционном движении. Как-то в 1906 году к Анне Семеновне в ее зарайский дом пришел подпольщик и принес листовки. Она сложила прокламации под специальную подставку, на которой находилась незаконченная статуя какого-то мужчины, курьер собрался уходить. Анна Семеновна взглянула за окошко и с ужасом воскликнула:
– Жандармы! Быстро раздевайтесь. Догола. Вы мой натурщик, я вас леплю.
Несчастному пришлось раздеться и битый час в одной позе стоять нагишом. Жандармы между тем делали обыск. В конце концов, видя, что бедный революционер больше не может сохранять нужную позу, она громким голосом велела:
– Ну вот, сеанс на сегодня закончен. Одевайтесь и приходите завтра.
Подпольщик послушно оделся и вышел. После чего один из жандармов сказал:
– Здоровый мужик, а каким непотребством на жизнь зарабатывает. Тьфу! Нет, чтобы делом заняться.

* * *

В другой раз в домик Голубкиной пришли исправник и жандармы с обыском. Анна Семеновна была учтива, вежлива и даже предложила исправнику сесть в удобное мягкое кресло.
– Листовки есть? – спросил исправник.
– Нет, – развела руками скульптор.
– Обыскать, – приказал исправник.
Жандармы перерыли весь дом, но ничего не нашли. В конце концов исправник встал, извинился перед Анной Семеновной за беспокойство и уехал.
Надо ли говорить о том, что прокламации располагались как раз в том кресле, где ждал окончания обыска глупый исправник.

* * *

В 1907 году Анна Голубкина за революционную деятельность была заключена в Зарайскую тюрьму. Там она сразу же объявила голодовку. Начальник тюрьмы писал в донесении: “Со дня заключения она не принимала совершенно никакой пищи, кроме воды. Состояние ее было в высшей степени возбужденное… По отношению ко мне она вела себя дерзко, часто называя зверем”.
Когда на суде ей стали задавать традиционные вопросы, скульптор ответила:
– Из дела суду отлично известно, как меня зовут и сколько мне лет. Судить меня можете как хотите и за что хотите. Больше я ни на какие вопросы отвечать не буду.
В результате Голубкину приговорили к одному году заключения в крепости.

* * *

После освобождения из тюрьмы Анна Семеновна обратилась в Московское училище живописи, ваяния и зодчества с просьбой разрешить ей совершенствоваться в мастерских этого учебного заведения. Ей было отказано в связи с “политической неблагонадежностью”. Тогда художник Валентин Серов подал в отставку. Он мотивировал этот поступок тем, что Голубкина – “одна из настоящих скульпторов в России – их не много у нас”.

* * *

Анна Семеновна писала в одном из посланий Огюсту Родену: “Может быть, Вы меня уже забыли – Вашу русскую ученицу… Голубкину. Я вам пишу теперь потому, что сейчас у нас очень тяжелое время и никто не может знать, во что это выльется. Берут и сажают в тюрьму всех… Я один раз уже сидела. Осенью будет у меня новый суд”.

* * *

Как-то раз Анна Голубкина выполнила скульптуру под названием “Лошади”. Лошадей там было всего три, при этом у одной из глаз катились слезы. Формовщик, создавая гипсовую форму, эти слезы по неосторожности смахнул. Голубкина, когда увидела готовую работу, похвалила подмастерье: молодец, дескать, очень хорошо. Но, присмотревшись повнимательнее, спросила:
– А где слезинки? Они же у меня плакали!
– Да вот так уж вышло, Анна Семеновна, – ответил формовщик. – Поплакали-поплакали, да и перестали.

* * *

Скульптор Ефимов как-то попросил Голубкину, чтобы она недолго подержала в своей мастерской его работы – “Бизона” и “Козла”. Вскоре после этого Ефимов навестил Анну Семеновну, и та ему сказала:
– Ваши звери такие живые – все полки мне перекувыркали. Они и паслись, и любили, а мои… Никто даже ничего не ел.
Тогда Ефимов показал на голубкинский бюст известного писателя-сибарита Алексея Толстого и спросил:
– Как же, а этот?
– Ну, граф-то живой вышел. Но он все больше не ел, а жрал. Устриц.

* * *

Страсть к одиночеству у Анны Голубкиной подчас доходила до анекдотичности. Однажды, например, она сказала своему соседу:
– Давайте не будем знакомы.
– Давайте, – согласился тот.
Он понимал, что скульптору просто хотелось некоторое время не разговаривать и даже не здороваться практически ни с кем.

* * *

Анна Семеновна довольно долго не могла найти себе натурщика для одного портрета.
– Лепите меня, – предложил ей один из знакомых.
Голубкина взглянула на него особым профессиональным взглядом и отвернулась со словами:
– Фу, какая гадость.

* * *

Впрочем, по отношению к собственной внешности Анна Семеновна была не менее критична. Как-то раз художник Нестеров предложил написать с нее картину. Голубкина отказывалась.
– В ноги поклонюсь – только дайте написать ваш портрет! – не отставал Нестеров.
– А я на колени встану, – ответила Голубкина, только не пишите эту старую безумную рожу.

* * *

Один из очевидцев писал: “Хоронили Анну Семеновну просто и торжественно. Отдать последний долг пришли крестьяне из ближайших к Зарайску деревень, прибыли представители организаций культуры”.

* * *

Скульптор С.Т.Коненков писал после смерти Голубкиной: “Искусству, родному русскому искусству отдала все свои силы Анна Семеновна Голубкина. Ее жизнь – пример для современных советских художников. Да только ли художников? Ее жизнь – высокий нравственный образец”.

* * *

Юрий Нагибин писал о Голубкиной: “Она обладала теми редкими достоинствами, которые в полном наборе можно встретить разве что в юбилейных речах и некрологах, допускающих любую степень преувеличения: бескорыстием, неподкупностью, кристальной честностью, правдивостью, прямотой, независимостью, смелостью, добротой, щедростью до последнего грошика, а главное, цельностью, исключающей разнобой в мыслях, чувствах и поступках. Перечисленного уже достаточно, чтобы в соглашательском, прагматичном мире человеку было очень трудно жить. А Голубкина была еще нетерпима, аскетична, бескомпромиссна в личных и общественных отношениях. Она порывала с самыми близкими людьми, если в общении возникал даже чуть слышный фальшивый звук. Когда на собрании скульпторов (это было уже после революции) послышались голоса, требовавшие разных привилегий и гостинцев, Анна Семеновна сказала: “Не надо предъявлять никаких требований к новой власти, нужно, чтобы она окрепла”. Это не вызвало расположения к ней коллег, а ее обрекло на нищенское существование до конца дней”.

* * *

В наши дни в Зарайске действует музей Голубкиной. Он популярен настолько, что ему посвящают стихи. Вот одно из них (Николай Дудин, “В музее А.С.Голубкиной”):

Я снова и снова в музее –
В суровом волшебном краю.
Любуюсь, волнуюсь, светлею,
У каждой скульптуры стою.

Зарайск. Ее детство и юность,
Ее вдохновенья родник,
И воля, и поиск, и думы,
И творческой радости миг.

Зарайск. Это – в поле дорожки.
Она проложила здесь след
Босая – не в красных сапожках –
По росной прохладной земле.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru