Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ДНЕВНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 

Инна КЛЕНИЦКАЯ

Понять, простить, принять

Как-то после уроков я застала мою десятиклассницу плачущей в пустом классе.
– Не хочется домой идти. Меня брат терроризирует. Кричит на меня, ругается. Даже стукнуть может.
Брат на год старше Вики, учился в ПТУ. Однако куда больше учения его привлекали разные тусовки с выпивкой. Мама с утра до вечера на работе, у папы другая семья.
Прошло месяца полтора. Девочка страдала. Однажды после родительского собрания я разговорилась с ее мамой. Мама призналась, что не справляется с сыном, однако добавила: «Знаете, все не так просто. У Вики тоже тяжелый характер».
Над причинами агрессивного поведения брата мы с девочкой раздумывали вместе. Я поделилась с ней своей гипотезой. Ученица моя – отличница, умница, читает серьезные книги, занимается в музыкальной школе. А брат всегда учился плохо, ничем не блистал, и ему, вероятно, постоянно ставили в пример сестру. Подумав, Вика признала, что так оно и было, хотя не всегда явно и грубо. Во всяком случае подчеркивались только ее достоинства, а Сашины (техническая смекалка, например, умение починить-поправить) не замечались.
Я предложила девочке поставить себя на место мальчишки, почувствовать его боль, обиду, постепенно перешедшие в озлобление. Сказала ей:
– Отнесись к Саше по-матерински, пожалей. Перестань отвечать грубостью на его грубости. Если он злится, что покупку хлеба мама опять поручила ему, не качай права, а с извинением попроси. В таком, например, духе, что ты от всех этих занятий чертовски устала, а завтра контрольная (зачет, концерт) и просишь его сходить за хлебом, а в другой раз ты за него сходишь. Обращайся к нему за помощью и советом. Например, спроси, как лучше уложить вещи в рюкзак перед походом или какие кроссовки купить. Подчеркивай, как помог тебе его совет. Или проси починить тебе какую-нибудь там застежку. Брат начнет чувствовать себя нужным, уважаемым в семье. Я уверена, что если ты все это сделаешь и не сорвешься, месяца через два эксцессы пойдут на убыль.
Поразмыслив, Вика ответила:
– Вообще-то это, наверно, правильно. Только с Сашкой все равно ничего не получится.
– Получится! – не согласилась я и предложила пари: – Спорим на шоколадку. Срок – два месяца.
Не прошло и месяца, как Вика, довольная и умиротворенная, подошла ко мне:
– Инна Яковлевна, получилось! Я все делала, как вы сказали, и сразу стало лучше! А на той неделе брат опять разозлился, что я его кассету не туда положила, раскричался... А я на него посмотрела и говорю: «А я тебя все равно люблю!» Инна Яковлевна! Вы бы видели его лицо! Неделя прошла, и никаких грубостей! Мы даже обо всем разговаривать стали.
Прошел месяц, другой, третий... Кончился учебный год. И за все это время Вика с братом ни разу не поссорились. Оказалось, Саша здорово умеет чинить разные застежки и молнии.
Как часто не ценим мы достоинств самых близких нам людей и яростно воюем с их недостатками. И если даже не упрекаем в открытую, сравнивая, например, мужа с более успешными или более «культурными» знакомыми или сына с лучше успевающими учениками, то упрек этот постоянно подразумевается. Ребенок чувствует это особенно тонко. А комплекс неполноценности пробуждает в нем отнюдь не лучшие чувства и формирует не самые хорошие качества.
Вспоминая счастливый конец «противостояния» Вики и ее брата, я думаю о том, как важно научить детей понимать другого человека, посмотреть на сложную ситуацию его глазами. Есть у меня добрая знакомая, потрясающий человек. Она никогда ни на кого не обижается. Как-то в ответ на мое недоумение по этому поводу она удивленно спросила: «Как же можно обижаться на человека за то, что он видит ситуацию по-другому?» Умение понимать, как видит ситуацию другой, необходимо каждому культурному человеку. Не научив этому, сложно научить прощать. Ведь прощать без понимания, просто по своей доброте, под силу только людям исключительных душевных качеств. Нам же, людям обыкновенным, чтобы простить, нужно понять. И именно из понимания родилось у пятнадцатилетней девочки это почти невероятное в данной ситуации пронзительное: «А я тебя все равно люблю...»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru