Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2004

Первая тетрадь. Политика образования


РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ 

Максим ВЕТРОВ

«...и не будет дурацкого толкования светскости»

Министерство образования вновь заявляет о необходимости введения в школах предмета «основы православной культуры»

Уже стало традицией ежегодно проводить в январе Международные рождественские образовательные чтения Русской Православной Церкви. В этом году тема самого представительного церковно-общественного форума в России – «Подвиг новомучеников и исповедников российских и духовное возрождение Отечества». На каждом таком мероприятии представители духовенства ставят вопрос о необходимости обязательного изучения в школе основ православной культуры.
И нынешний год не стал исключением.

Открывая XII Рождественские чтения, Патриарх Алексий II предложил возродить традицию изучения житий православных святых и “включить их в содержание учебных предметов гуманитарного цикла” в общеобразовательных школах. Присутствовавший на форуме министр образования Владимир Филиппов, вероятно, не был готов к такому предложению. Тем не менее он дал понять, что не исключает подобной возможности, оговорившись, впрочем, что речь идет о внеклассных факультативных занятиях. В то же время министр заявил о своей поддержке идеи ввести изучение предмета “основы православной культуры” в школах.

Стандарты по морали и духовности

Аналогичную позицию высказал и заместитель министра образования Леонид Гребнев в своем выступлении на конференции, посвященной изучению православной культуры в светской школе. «Уверен, что современное светское образование может быть качественным только в случае, если оно включает в свое содержание базовые ценности той национальной культуры, в рамках которой оно и ведется. В случае нашего образования речь идет прежде всего о православных ценностях, минимумом знаний о которых должен обладать каждый российский гражданин.
Возможно, часть таких знаний можно давать через традиционные предметы. Но это не может обеспечить формирование комплексного представления ценностей. А ведь именно целостность является самой сильной стороной религиозных ценностей, помогающих человеку разбираться в смысле собственной жизни, ежедневно задумываясь о себе, своих поступках, их мотивах».
На прямой вопрос журналистов, когда предмет «основы православной культуры» появится в школьном расписании, Леонид Гребнев дал прямой ответ: «Экономика и право несколько лет преподавались в наших школах добровольно. Экспериментально отрабатывались разные подходы к изучению этих предметов, а в настоящее время они вошли в федеральный компонент. И в преподавании «основ православной культуры» надо двигаться в этом направлении.
Как следует из итогового документа конференции, прежде всего следует пересмотреть примерные программы по литературе и русскому языку, всеобщей и отечественной истории, обществознанию, ИЗО, музыке, мировой художественной литературе, которые «не могут не включать разделы, темы о православном христианстве, его значении в мировой и российской культуре».
Планируется создать научно-методический совет по вопросам изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Светскость – не помеха. Законы тоже

«Принцип светскости не может трактоваться как запрет на изучение религии, на приобщение учащихся к ценностям религиозной культуры в государственно-общественной школе» – таков главный вывод участников конференции.
А чтобы подкрепить его юридически, министерство, по свидетельству Л.Гребнева, работает над поправками в действующие законы «Об образовании», «О свободе совести», обращаясь к некоторым нормам советских законов.
Так, по словам Леонида Гребнева, в советском Законе «О вероисповедании» якобы содержался тезис о том, что предметы религиозно-философского характера, не сопровождающиеся исполнением обрядов, могут быть частью государственной программы.
«Если нет обрядов, то это уже светскость, и можно говорить и о Боге, и о Сатане и при этом не исполнять обряды, – считает Леонид Гребнев. – В советские времена таким образом была обозначена эта граница. Сейчас ее нет.
Можно позаимствовать эту норму из советского закона, и не будет дурацкого толкования светскости».
Инициативы Министерства образования разделяет и поддерживает РАО, подводя научную платформу под религиозную политику ведомства.

Всероссийский опрос, проведенный независимым центром РОМИР в ноябре 2002 года среди взрослого населения страны, показал, что 69,3% респондентов назвали себя православными христианами, 2,5% – мусульманами, 0,4% – буддистами. К другим христианским конфессиям выразили принадлежность 2,9% опрошенных, к другим видам религии – 1,2% опрошенных. Атеистами себя назвали 22,3% участников опроса. Затруднения с религиозной самоидентификацией испытали 1,4% граждан

Смоленский плацдарм

Одним из главных событий конференции, вызвавшим бурные, продолжительные аплодисменты участников, стало выступление заместителя начальника Департамента по образованию и молодежной политике Смоленской области Татьяны Довгий, которая рассказала о том, что в Смоленской области с этого года в региональный компонент Базисного учебного плана включен новый курс «История православной культуры земли Смоленской». В отличие от других предметов краеведческого цикла – географии, истории, культуры Смоленщины, обязательных для изучения, вышеупомянутый курс преподается на строго добровольной основе: по выбору школ и учащихся. Учебник по этому предмету прошел экспертизу РАО, специалисты которого подтвердили, что книга носит светский характер и не задевает чувств верующих других конфессий. Татьяна Петровна лично объезжает школы города и области, контролируя учителей, чтобы они «не переходили границу светскости».
Нежелающим посещать уроки по истории православной культуры предоставляется альтернатива уйти на урок по информатике или по другой дисциплине, который проводится параллельно.
В таком свободном режиме занятия «по духовности» будут проходить в течение двух лет. А дальше… Татьяна Петровна и ее коллеги не загадывают, но высказывают недвусмысленные предположения о том, что пройдут, мол, президентские выборы, а там посмотрим. Но надеемся, дескать, на большие перемены.

Только факультатив?

Казалось бы, дискуссия по поводу введения в школе основ православной культуры несколько улеглась после скандала, разгоревшегося в обществе после выхода в свет письма Министерства образования от 22 октября 2002 года, в котором субъектам РФ рекомендовалось ввести в рамках регионального компонента новый учебный предмет «православная культура».
В приложении было опубликовано примерное содержание курса.
Документ расколол общество на сторонников и противников “воцерковления” школы, причем в лагере оппонентов оказались представители аппарата правительства.
Министерству образования пришлось оправдываться перед общественностью: появилось новое письмо – от 13 февраля 2003 года, в котором разъяснялось, что школе предлагался факультативный, а не обязательный курс по основам православной культуры и что в условиях многоконфессиональной страны следует изучать основы не одной какой-то религии, а всех традиционных. Министерством был объявлен конкурс на создание обзорного культурологического учебника по мировым религиям.
Правда, об этом на конференции не было сказано ни слова, хотя именно этот путь мог бы стать выходом из тупика.

О большинстве и меньшинстве

Сторонники “воцерковления” школы выдвигают ряд железных аргументов в защиту своей позиции.
Во-первых: коренное население страны представлено русскими, исповедующими православие.
Между тем Всероссийский опрос, проведенный независимым центром РОМИР в ноябре 2002 года среди взрослого населения страны, показал, что 69,3% респондентов назвали себя православными христианами, 2,5% – мусульманами, 0,4% – буддистами. К другим христианским конфессиям выразили принадлежность 2,9% опрошенных, к другим видам религии – 1,2% опрошенных. Атеистами себя назвали 22,3% участников опроса. Затруднения с религиозной самоидентификацией испытали 1,4% граждан.
В общем, сторонникам большинства следует изучить эти цифры и сделать выводы о неоднозначности ситуации. И не забывать о том, что демократия – это прежде всего обязательный учет интересов меньшинства, какой бы ничтожно малый процент от общего числа оно ни составляло.
Второй довод, которым руководствуются борцы за мораль и духовность, состоит в том, что нравственное воспитание молодого поколения невозможно без приобщения к ценностям православной культуры.
Однако и в церковной среде мнения на этот счет неоднозначны. “Основы православной культуры – это особая предметная область, по отношению к которой все от нас ждут гораздо большего, чем от математики, физики и других общеобразовательных дисциплин, – высказался на конференции священник Гамаюнов, возглавляющий Вятскую гимназию. – Перед нами поставлена очень высокая планка. Мы часто критикуем министерство и государственную политику в области религиозного воспитания, но никто из нас внятно не может предъявить государству ответ на вопрос: что делать церкви в школе и как это может быть адаптировано в системе светского образования? А раз нам нечего предъявить, то по большому счету нечего требовать и рассчитывать на какие-либо преимущества”.
Правда, не все служители культа столь самокритично оценивают свою роль.

Сигналы свыше

Священник Сергий Рыбаков, председатель религиозного отдела образования и катехизации Рязанской епархии, член Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования и Московской патриархией, признался, что его удовлетворяет «то понимание, которое растет не только в системе образования, но и в государственных органах, не только в простом народе, но и среди тех, кто имеет власть. Власть имущие дают понять, что православная культура является стержневой для нашего народа и не давать ее изучать просто преступно».
Видимо, священнослужители не хуже чиновников Министерства образования и смоленских начальников почувствовали конъюнктуру момента нынешнего и грядущего. И ждут лишь сигнала свыше для того, чтобы осчастливить юных россиян приобщением к истинным ценностям. Не спросив мнения самих детей, их родителей, учителей и руководителей органов управления образованием. Потому что Смоленск еще не вся Россия, а Министерство образования – не истина в последней инстанции.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru