Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Ирина ПРУСС

Нестандартные ситуации

Как замечают авторы “Обзора занятости в России”, рынок труда развивался в девяностые годы весьма нестандартно: он постоянно опрокидывал прогнозы специалистов и демонстрировал, что классические учебники не в состоянии описать все варианты вхождения в рыночную экономику.

Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости относятся к глобальным социально-экономическим параметрам. С одной стороны, рынок труда – элемент экономической системы, и от эффективности его функционирования зависят как вектор, так и темпы экономического развития страны. Это влияние многократно усиливается в экономике, переживающей глубокую трансформацию. С другой стороны, именно рынок труда опосредует влияние общего экономического развития на благосостояние людей и на большинство социальных процессов.
Но рейтинг этой проблемы в списке политических приоритетов меняющейся России неоднозначен. До сих пор она имеет второстепенное, подчиненное значение. Конечно, проблему занятости и безработицы не игнорируют полностью, данные о них отражены в правительственных программах и прочих официальных документах. Однако все десять лет они явно находились на задворках экономической повестки дня, отодвинутые другими реформами и проблемами.
Причина, по-видимому, в том, что российский рынок труда, несмотря на драматические изменения, все же избежал острых открытых кризисов и потрясений сродни тем, которые испытали макроэкономика, финансовая и банковская системы, бюджетная сфера и так далее. Изменения на рынке труда не стали социально и политически опасными и соответственно не заняли сколько-нибудь значимого места в экономической политике.
Между тем именно с процессами на рынке труда связан целый ряд неудач в институциональных и экономических реформах, таких как неразвитость малого бизнеса, низкие доходы населения, распространение бедности с традиционных на новые социальные группы (например, появление феномена “работающих бедных”) и т.д.
В трансформации проявилась уникальность российского рынка труда. Еще в начале 90-х годов многие политики и эксперты полагали, что развитие национальных рынков труда подчиняется общемировым закономерностям и Россия не станет в этом отношении исключением. Уже в середине десятилетия эти упрощенные представления были развеяны. Стало совершенно очевидно, что российский рынок труда повел себя не как другие. Практически все участники дискуссии – от политиков до российских и зарубежных независимых исследователей – соглашаются, что развитие рынка труда в России пошло по совершенно иному пути, чем предполагалось первоначально, и что российский путь существенно отличается от стандартов мировой экономики.
Приведем лишь несколько примеров “нестандартного поведения” российского рынка труда и его реакции на масштабные социально-экономические преобразования последнего десятилетия.
На старте рыночных реформ и затем в первые годы их проведения все ожидали лавинообразного роста открытой безработицы. Прогнозы и правительственных экспертов, и международных институтов, и независимых аналитиков характеризовались крайним пессимизмом. Российские экономисты прогнозировали безработицу в первые два-три года в объеме 4–7 миллионов человек, зарубежные эксперты – 6–7 миллионов человек. Опасались, что масштаб безработицы может перешагнуть и десятимиллионный рубеж.
Как уже очевидно, ни один из этих катастрофических прогнозов не стал реальностью. Несмотря на беспрецедентную глубину трансформационного кризиса, поразившего российскую экономику, на протяжении всего переходного периода безработица оставалась на непропорционально низком уровне. Не подтвердились и опасения, что массовая безработица приведет к масштабному социальному взрыву или как минимум вызовет острую социальную напряженность.
Другая ярко выраженная специфика российской экономики – появление целого ряда форм “нестандартного поведения” всех агентов на рынке труда – работников, работодателей, профсоюзов и пр. Стали почти трудовой нормой такие вещи, как инициированные администрацией предприятий неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска, работа по сокращенному графику, задолженность по оплате труда, гипертрофированная занятость, скрытые формы оплаты труда. Это бывало и в других странах, переживающих сходные преобразования, но нигде не было столь масштабно и устойчиво. Несмотря на то что это очень тяжело давалось людям, что крайне негативные социальные последствия таких деформаций были очевидны, российские работники демонстрируют удивительное долготерпение.
Валовой внутренний продукт резко упал, множество предприятий оказалось экономически несостоятельно. В таких экстремальных условиях нормальной реакцией работодателей было бы массовое высвобождение работников, но на российском рынке преобладали увольнения по собственному желанию. Вопреки политическим и социальным ожиданиям работодатели предпочли вместо высвобождения излишней рабочей силы тактику ее придерживания.
Не менее удивительно, что даже в условиях глубокого экономического кризиса российские предприятия активно нанимали новых работников.
При устойчивом росте безработицы обращает на себя внимание огромный (четырех-пятикратный) разрыв между уровнем регистрируемой и общей (ближе к реальной, иначе подсчитанной) безработицы. В то же время хроническая, долговременная безработица, и особенно среди молодежи, оказалась неожиданно ниже, чем в большинстве стран Центральной и Восточной Европы.
Регионы очень сильно отличаются друг от друга показателями безработицы. И тем не менее перераспределение рабочей силы между территориями и миграционные потоки оказались настолько слабы, что крайне трудно говорить о едином российском рынке труда. Скорее следует признать факт существования совокупности относительно замкнутых, независимо и автономно развивающихся локальных рынков труда.
Каково же влияние рынка труда на общую макроэкономическую ситуацию? Самая распространенная точка зрения, что это наиболее слабый сегмент российской экономики, который тормозит темпы экономического роста. Как правило, признают, что рынок труда продемонстрировал нечувствительность к рыночным инновациям и тем самым – негибкость и низкую эффективность.
Но в то же время в ходе реформ многократно снизилась цена труда – заработная плата. Возможно, именно это и было реакцией рынка труда, отказавшегося от более или менее массовой безработицы?
Во всяком случае, сегодня мы знаем о российской безработице намного больше, чем о ситуации и процессах, происходящих в сфере занятости.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru