Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Подростки – трудный народ.
И для окружающих, и прежде всего для самих себя. Детство уходит и уносит с собой простое, понятное видение мира.
Все окружающие представляются равнодушными или враждебными. Взрослые не кажутся такими разумными и всезнающими, как раньше, главными людьми в жизни становятся сверстники, и больше всего страшит возможность оказаться смешным, не таким, как принято в твоей компании. Да и от школьных забот подростки все больше и больше эмоционально отстраняются. «Они не хотят учиться», – вздыхают учителя. Самые продуманные, тонкие, точные, гуманные педагогические системы и методики, прекрасно работающие в начальной школе, уже в шестом-седьмом классе не дают таких результатов, как с малышами. То, что подростковая школа должна быть какой-то иной, чем мы привыкли, стало понятно уже давно.
И множество педагогов ломают голову над тем, какой же должна быть хорошая школа для подростков. Пробуют, ошибаются, советуются со своими учениками, с коллегами и учеными… И вырастают их стараниями модели подростковых школ, разных, не похожих друг на друга. В то же время есть у них и общее: педагоги не снимают с подростка груза проблем (да и возможно ли это?), не усложняют его жизнь излишними, непосильными требованиями, а оказывают ему педагогическую поддержку – стараются превратить подростковый негативизм из разрушающего начала в потенциал для нелегкого процесса взросления.
Сегодняшний семинар – об опыте педагогов из Набережных Челнов (материал об этом Центре образования вы уже встречали в “ПС” № 79, 2002 г.). Ситуация там осложняется еще и тем, что город был построен меньше сорока лет назад. А это значит, что огромное количество молодых семей приехали на голое место, единственное, что их объединяло, – работа на комсомольской стройке и на промышленном гиганте по зову партии и комсомола. Задор добровольцев иссяк, поколение романтиков состарилось, и оказалось, что дети, родившиеся в городе будущего и ставшие подростками, сбиваются в криминальные и псевдокриминальные стаи. Ведь им больше некуда деваться – в городе нет того неуловимого, но очень важного культурного слоя памяти, уклада, гения места. А кто у нас всегда в ответе за все? Конечно, школа. И школа, привычно вздохнув, принялась решать в меру своих сил эту проблему. Это значит, что педагоги и психологи Центра образования «Прогимназия-лицей гувернерского типа обучения» уже шестой год создают условия для альтернативных подростковых сообществ. Причем не только внутри своей школы, а в сотрудничестве с двумя городскими гимназиями. Потому и назвали свое детище межшкольным клубным пространством (МКП).
К сожалению, нам в наследство осталось много подобных городов. Слишком много. В среде подростков стало модно, престижно подражать криминальному миру. Поэтому часто у двенадцати- пятнадцатилетних ребят нет выбора: или вступить в лихую, агрессивно настроенную компанию, или стать затворником, не высовывая носа на улицу… Если вам эта проблема знакома не понаслышке – наша сегодняшняя публикация для вас.
Александр ЛИБЕРМАН,
кандидат психологических наук,
Ольга РЕПИНА

Классная тусовка с конструктивными идеями

Что такое межшкольное клубное пространство, и как оно организовано в городе Набережные Челны

Идея создания МКП возникла не сразу после открытия центра образования. Сначала мы набрали малышей и работали с ними по системе развивающего обучения Эльконина–Давыдова. Дети рвались в школу, и все было прекрасно, пока ученики не доросли до средней школы.
Вдруг выяснилось, что несколько ребят занимаются в школе рэкетом. Не успели справиться с этой напастью – тут новая неожиданность: три восьмиклассника вступили в фашистскую организацию. Мы, конечно, и раньше понимали, что учеба перестает удовлетворять интересы и потребности подростков, и они вырастают из школы, как из старых детских вещей. Но теперь стало очевидным, что, если мы срочно не начнем организовывать условия для культуросообразной жизни подростков, подобные проблемы будут возникать постоянно.
С другой стороны, к этому же решению нас подталкивала и другая, казалось бы, противоположная проблема: в центр пришли несколько очень домашних ребят, таких еще называют ботаниками. Тихие, внешне бесконфликтные, они вызывали беспокойство полным отсутствием интересов, увлечений: школа, дом, телевизор, домашние задания, иногда страсть к компьютеру, который отчасти заменяет таким детям общение. Такие ребята боятся выйти для общения в подъезд, на улицу и остаются социально инфантильными. Очевидно, что для них тоже необходимо безопасное, комфортное внеучебное пространство.
И мы решили его создать. Причем в сотрудничестве с другими школами. Потому что границы школы тесны для подростка, ему нужно выйти за ее пределы. И если мы не поможем подростку обустроить такое внеучебное пространство, он все равно найдет куда уйти. Только, боюсь, формы жизни там будут далеки от культурных.

С чего начать

Педагоги школы или другая психолого-педагогическая команда могут выступить с инициативой на уровне городских структур, заинтересованных в работе с молодежью. Если вам удастся достигнуть с ними соглашение, это позволит воспользоваться, например, совещаниями директоров или завучей школ для поисков возможных партнеров по созданию МКП. В то же время школа, заинтересованная в создании развивающего пространства для своих подростков, должна определить желаемых партнеров в соответствии со своими образовательными целями, размерами школы, особенностями учеников.
Партнерство с другими школами или училищами скорее всего начнется со взаимодействия с отдельными заинтересованными представителями. Когда определились партнеры и достигнута договоренность относительно целей и предполагаемых результатов предстоящей работы, начинается разработка конкретных задач и средств их достижения.
Для создания мотивации в педагогических коллективах и расширения инициативной группы необходима специальная работа: проведение деловых игр, общих педсоветов и т.п.
Как понять, что результат этого этапа достигнут? Об успехе можно говорить, если вы нашли несколько школ или других образовательных учреждений, готовых создавать вместе развивающее пространство для подростков; сложилась инициативная группа, включающая психологов, педагогов и представителей администрации этих школ; составлен план работы.
В нашем случае идею создания разновозрастных подростковых сообществ мы предложили образовательной общественности на городских конференциях по социализации школьников в мае 1998 года. Мы заявили о необходимости специальной педагогической работы с подростками, для того чтобы они учились находить свое место во взрослом обществе. Идея показалась интересной для некоторых представителей двух других гимназий города Набережные Челны: гимназии № 76 и гимназии № 61. В августе 1998 года мы провели деловую игру для педагогических коллективов наших трех гимназий, с которой, собственно, и началось создание межшкольного развивающего пространства для подростков.
Тех, кто захочет последовать нашему примеру, хотелось бы предупредить о том, что отсутствие формального заказа от городских структур на создание межшкольного клубного пространства может создать некоторые трудности. Именно так было у нас: первую ставку на проект мы получили только через два года после начала работы.

Знакомство

Школьникам 8–11 классов, на которых рассчитан проект, предлагается идея знакомства и дружбы с другими школами: «Нас пригласили в гости». Школы готовят и показывают свои визитки, потом, разбившись в смешанные команды по параллелям, выполняют какое-либо несложное задание для более близкого знакомства друг с другом. А потом – дискотека, на которой ребята могут пообщаться неформально.
Следующая встреча проходит на территории другой школы и может представлять собой мини-сбор, где ребята в смешанных командах (смешанных и по школам, и по возрасту) выполняют различные КТД (коллективные творческие дела), создают собственные проекты (что хотелось бы сделать для всех трех школ вместе).
В качестве критериев оценки проектов мы выбрали такие: привлекательность для ребят, необходимость участия всех трех школ, воспитательная и развивающая ценность мероприятия.
В проектах оформляются пожелания ребят, то есть создается мотивация на собственную активность по изменению реальной ситуации их жизни в школах. Каждый подросток выбирает из всех предложенных проектов наиболее привлекательный и записывается в инициативную группу.
Очень важно, чтобы это мероприятие было ярким, эмоциональным, необычным, чтобы преимущества совместного времяпрепровождения были для ребят очевидны. В этом большую роль может сыграть правильный подбор коллективных творческих дел. Очень важно и участие во всех КТД команды взрослых, которая проявляет для детей реальность новых отношений трех школ и поддерживает эмоциональный и культурный уровень действа.
Кроме того, может возникнуть и идея создания молодежной организации. Но для этого необходима идеальная ситуация – тонкое и ненавязчивое участие опытных педагогов. Они должны услышать подростков, которые не удовлетворены тем, что происходит с ними в школе, на улице, в компании сверстников. И придать этому недовольству конструктивное развитие.
Критерии достижения цели: появление нескольких подростковых инициативных групп по воплощению собственных проектов.

Возможные трудности. Мы думаем, что нашим коллегам-последователям будет легче проявить для подростков идею объединения, потому что общественное сознание меняется на глазах именно в эту сторону, но в нашем случае, в октябре 1998 года, идея подростковых и молодежных объединений «в воздухе не носилась». На нашем мини-сборе ведущими были члены коммунарского отряда одной из школ (и школьники, и выпускники), умеющие поддержать творческую инициативу ребят. Все предложенные подростками проекты носили развлекательный характер, поэтому взрослые сами выдвинули идею создания «клуба недовольных», который в дальнейшем должен был преобразовать энергию подросткового негативизма в проект создания молодежной организации.
Если взрослые сразу не подхватят все возникшие на этом этапе инициативные группы, как это было у нас, то впоследствии для создания новых клубов придется снова возвращаться к разработке проектов. Подхватить – это назначить место и время первого сбора группы, сделать встречи регулярными и в ходе дальнейшей разработки и реализации проекта создавать подростковый клуб.

Создание первого межшкольного клуба

Идея может быть присвоена подростками на заседаниях «Клуба недовольных». На этих встречах подростки говорят о том, что не устраивает их в собственных школах. Взрослые предлагают им продумать пути решения этих проблем: с кем из администрации школ или города можно договариваться, как лучше строить работу – в одиночку или вместе. Если членами «Клуба недовольных» будет с энтузиазмом воспринята идея создания организации и ее удастся сделать достаточно работоспособной и активной, то заинтересованных ребят можно подключить к организации следующей игры.
Следующий шаг – деловая игра «Лицензионное бюро». Группам – авторам идей, заявленных на предыдущем этапе, предоставляется возможность доработать свои проекты и в деловой игре пройти “лицензирование” у представителей взрослого мира.
Затем назначается время и место встреч инициативной группы, на которых подростки вместе с взрослыми разрабатывают устав, структуру организации, придумывают название и начинают реализовывать проекты.
Со временем у ребят могут возникать новые планы, новые идеи, которые должны подхватываться взрослыми, организующими инициативные группы.
Критерии достижения цели: регулярность встреч подростковых инициативных групп и продвижение в реализации проектов; постоянное место сбора; атмосфера подросткового клуба.

Возможные трудности. В нашем случае «Клуб недовольных» был малочисленным, и его негативизма было маловато для инициативы по созданию подросткового сообщества. А его члены были в игре просто участниками, хотя и выполнили функцию своеобразных дрожжей, озвучивших идею организации.
Слишком откровенное навязывание идеи сообщества, слишком активная позиция взрослых в ходе разработки устава могут вызвать у подростков привычное ощущение того, что взрослые опять играют в свою игру, пропадет ощущение создания собственной организации. Это может привести к скуке и развалу инициативной группы.
Поскольку разработка устава подразумевает в первую очередь интеллектуальную активность подростков, нужно прилагать дополнительные усилия по складыванию тусовки, т.е. эмоционально привлекательного общения, сопутствующего делу. Об этом не стоит забывать и на всех последующих этапах разворачивания МКП.

Выход на уровень города

Уже на начальных этапах существования МКП необходимо включать его в общественную жизнь города, чтобы подростки чувствовали принадлежность к взрослому сообществу и значимость своих проектов. Кроме того, становится возможным освоение социальных структур и самоопределение ребят как жителей города.
Можно предложить ребятам участвовать в общегородских мероприятиях для подростков и молодежи. Можно приглашать подростков из других молодежных объединений города на свои встречи и праздники.
Критерии достижения цели: подростки начинают обсуждать существующие в городе молодежные организации, структуры, сравнивая их со своим сообществом, определяя свою позицию по отношению к ним. Сообщество получает приглашения на городские праздники, фестивали и т.д.
Для нас, например, 1999/2000 учебный год начался участием в городском форуме молодежных организаций. Ему предшествовал этап самостоятельной разработки идей, проектов, которые организация может предложить городу. Знакомство на форуме с другими общественными объединениями, получение грантов на реализацию представленных проектов (в том числе штаб-квартиры) воодушевили наших подростков. Заявленные на форуме планы, под которые и были получены гранты, реализованы в течение года: проведены три ток-шоу со взрослыми, достигшими успеха в жизни, два рок-концерта городского масштаба. «Перспектива» получила грамоту городского управления по делам молодежи.
Нашим ребятам явно пошло на пользу и участие в городской конференции детских и юношеских объединений весной 1999 года. Здесь им впервые пришлось принимать ответственное решение: вступать или нет в создающуюся ассоциацию «Я – челнинец», которая, по замыслу взрослых организаторов, должна была интегрировать все детские объединения города. Наши подростки из «Перспективы» были практически единственными участниками конференции, кто задавал авторам проекта вопросы по содержанию, и в результате «Перспектива» отказалась в него войти.

Возможные трудности. Несоблюдение основных принципов, отличающих клуб от кружка (в первую очередь принципа детской самостоятельности), может превратить его в формальную структуру, как это происходит в некоторых существующих ассоциациях и объединениях, где подростки только играют роли во взрослых сценариях и играх. Очень важно, чтобы члены подросткового сообщества сами решали, принимать ли им участие в том или ином городском мероприятии, кого приглашать к себе и т.д. Принципиально важно, чтобы взрослые выступали в этих обсуждениях в роли консультантов: они могут помочь в анализе ситуации, но решение остается за подростковым сообществом. Чтобы уменьшить присущую некоторым подросткам внушаемость по отношению к мнению взрослого, можно проявлять разные позиции нескольких взрослых по одному вопросу.
Кроме того, хочется напомнить коллегам, что им придется смириться с тем, что плоды относительно самостоятельной подростковой деятельности – вечеров, презентаций, конкурсов и т.д. – будут несколько хуже, чем у мероприятий, в которых дети больше исполнители, нежели организаторы. Понятно, что чем больше вложено творческих и организаторских способностей взрослого, тем ярче и выигрышней внешний вид конечного результата. Однако, на наш взгляд, не это должно в первую очередь заботить педагогов, работающих с подростками. Ведь своей главной задачей мы считаем включение ребят в общественно значимую деятельность, а научиться плавать, стоя на берегу и глядя, как это делают взрослые, невозможно. Стремление подогнать детский продукт под некоторый показушный идеал за счет подавления их инициативы может привести к снижению мотивации и скуке.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ СЕМИНАРА 

– Можно ли говорить о том, что МКП стало альтернативой для пионерской и комсомольской организаций?
Александр Либерман. Во времена нашего школьного детства именно эти организации во многом определяли образ жизни подростка и готовили его к взрослости. Это была адекватная игровая модель общества. Там он постигал его законы, ценности и особенности социальной структуры.

– Другое дело, как многие относились к этой официальной системе, особенно в последние годы ее существования...
А.Л. Ее можно было поддерживать или не принимать. И тем не менее, притягивая или отталкивая, она существовала как устойчивая система координат в жизни школьника. Сейчас структура общества значительно усложнилась: многопартийность, разделение не на классы (по Марксу), а на страты (социальные группы). Поэтому воссоздание единой организации представляется мне проблематичным. Сейчас более реальным было бы создание множества подростковых сообществ, разных по направленности, типу взаимодействия. Но непременно культуросообразных.

– Нельзя ли в воспитании подростков обойтись только учебными или хотя бы внутришкольными формами?
А.Л. Подростку по определению нужна тусовка. Место, где общение неформальное, есть свобода выбора, можно свободно переходить из одной компании в другую. Ему необходимо попробовать себя в разных позициях – и лидера, и исполнителя. В этом возрасте велико желание участвовать в реальном деле, осуществлять свой собственный проект, а не следовать планам взрослых. Все эти потребности могут быть реализованы только в клубном пространстве.
Ольга Репина. Даже кружки и секции за пределами школы больше соответствуют младшему школьному возрасту. Там ребенок занят все-таки учебной деятельностью, пусть и не из школьной программы; делает то, что говорит преподаватель; и кроме того, подростку, вновь пришедшему в секцию, довольно неуютно от того, что все кругом уже что-то умеют, а он новичок и дилетант.

– В чем отличие клуба от тусовки?
О.Р. Тусовка беспредметна. Она может эволюционировать в рок-клуб, например, где ребята будут заниматься репетициями, подготовкой концертов. То есть появится предмет деятельности.
А.Л. В тусовке подросток может бесконечно фантазировать о том, каким великим рок-музыкантом он будет. Сделает соответствующую стрижку, оденется, как рокер… Чем и занимались наши подростки поначалу в рок-клубе. Тогда я пришел и сообщил им, что, если к …надцатому числу не будет концерта, клуб закрою. И ребятам пришлось перестать играть роль рокеров, а занять позицию музыкантов. Много репетировали, готовились и дали концерт. Но треть первоначального количества подростков в клубе не удержалась. Зато оставшиеся получили опыт музыкальной и концертной деятельности.

– То есть клуб по сравнению с тусовкой более культуросообразная, а значит, и более предпочтительная форма. С точки зрения подростков тоже?
О.Р. Вряд ли. С точки зрения подростков, попить пивка, да еще в хорошей компании… Почему нет? Клуб как пространство взросления предпочтительнее с точки зрения педагогов.

– Какие клубы уже созданы вами за эти годы?
О.Р. Мы уверены, что форм работы в подростковом пространстве должно быть как можно больше, и оно постоянно расширяется. У нас действует несколько клубов: «Лидер XXI века», «Хранители», рок-клуб, лингвистический и психологический клубы; ребята выпускают газету «Триада», создали сайт МКП. Новые проекты – компьютерный клуб и межшкольный театр. Но мы не сомневаемся, что в другом городе, при других условиях этот набор может быть иным.

– Структура довольно сложная. Как построена координация?
О.Р. В каждой школе есть свой совет самоуправления, есть совет межшкольного самоуправления и совет директоров трех гимназий. Причем советы самоуправления не должны создаваться командой сверху, у ребят должна рано или поздно появиться такая потребность, а взрослые лишь помогают ее осознать и сформулировать. Мы бы посоветовали на этапе создания совета организовать деловые игры, чтобы ребята могли определить его функции, структуру, формы работы и проведения выборов.

– Не пробовали ли вы создавать клубное пространство в одной школе? Вы прошли такой этап или сразу, понимая, что школа для подростка тесна, вышли на поиск партнеров?
О.Р. Как только мы поняли необходимость клубного пространства, практически сразу стали искать единомышленников в школах города.

– При поиске школ-партнеров на что бы вы посоветовали обращать внимание?
О.Р. Прежде всего нужно соблюдать принцип добровольности: объединяться, сотрудничать только с теми, кто сам этого хочет. Еще, на наш взгляд, хорошо, когда школы разные – по направленности, укладу, даже по численности учеников. Тогда ребята имеют возможность сравнивать плюсы и минусы каждой, постигать социальное устройство, правила и ценности разных социальных групп. Это помогает им взрослеть и самоопределяться.

– Как определить, что социализация и самоопределение подростка проходят успешно?
А.Л. Очень просто: ребенок перестает играть и начинает учиться. Не просто учиться, как в начальной школе, а учиться на… На лидера, на лингвиста, на рокера, в конце концов. Это значит, что он выбрал траекторию своей будущей взрослой жизни.

– Это может быть случайный, безответственный выбор…
А.Л. Один наш выпускник в этом году поступал в МГУ, но перепутал день экзамена и сдал на другой факультет. Прошел по конкурсу. Но поскольку поступил не туда, куда хотел, забрал документы и пошел на подготовительные курсы, чтобы поступать на выбранную специальность в следующем году. Какая уж тут случайность?

– Влияет ли на обстановку в городе или районе все происходящее внутри сообщества?
О.Р. Раньше для городских подростков был возможен только один тип взаимоотношений – ориентированный на криминальные структуры. Сейчас появилась альтернатива. Больше того, принадлежать к МКП стало престижным.

– В МКП участвуют все ученики ваших школ?
О.Р. Обязательного стопроцентного участия, как в пионерской или комсомольской организации, у нас нет. Мы не настаиваем, а предоставляем возможность войти в неформальное сообщество. Некоторые ребята проходят социализацию по своему пути: в музыкальной школе, в спортивной секции.

– О чем должен прежде всего помнить взрослый, участвующий в подростковом проекте?
О.Р. Нужно очень точно определить свою позицию поддержки ребячьих идей. С одной стороны, нельзя брать на себя все руководство и ответственность. С другой – оставлять подростков без должной помощи. Они могут породить идею, но, для того чтобы осуществить ее, у ребят не хватает ни сил, ни умения, ни терпения. Значит, педагог должен ненавязчиво помогать в реализации замыслов, а в конце отойти в сторону, чтобы подростки, присвоив себе результат, гордились и радовались достигнутому. Работа взрослого заключается в том, чтобы помочь наметить сроки, спланировать работу, создать инициативную группу. Иначе все кончится бесконечными разговорами о том, «какой замечательный у нас будет рок-концерт или лагерь».

Если рассказ о создании МКП вас заинтересовал, коллеги из Набережных Челнов готовы проконсультировать и поделиться опытом более подробно. О времени проведения семинара и условиях вы можете узнать по тел.: (8439) 53-65-60.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru