Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
 

Елена КУЦЕНКО

Как и на кого работает ИПК?

На этот вопрос сегодня отвечают учителя, директора и сотрудники института повышения квалификации в Костромской области

На первой странице вкладки вы обычно можете найти материалы о насущных проблемах повышения квалификации и его перспективах, о «высоких педагогических технологиях» и реальных образовательных запросах учителей в разных регионах. Но мы подумали, что было бы интересно побеседовать с учителями, директорами школ, завучами и с теми, кто по долгу службы занимается повышением их квалификации – работниками института усовершенствования, живущими в одной области. Чтобы увидеть практически один и тот же процесс с разных точек зрения. Область решили выбрать не самую бедную, но и не самую благополучную в экономическом отношении, не маленькую, но и не огромную, и чтобы не «на краю географии», а в центральной России. И выбрали – Костромскую.

Вообще-то в поездках удобнее сначала встретиться с начальством: узнать об интересных школах, об экспериментальных площадках, а потом приезжать туда за интервью о педагогическом опыте. Но мы поступили иначе. Несколько дней расспрашивали о житье-бытье учителей в случайно выбранных школах – от крошечной сельской начальной, где учатся три ребенка, до большой современной в районном центре. Были среди них начальная, основная и средняя; школа – демонстрационная площадка регионального эксперимента и федеральная экспериментальная площадка. И только в последний день командировки мы добрались до областного института повышения квалификации. Наверное, поэтому во время разговора с преподавателями и исполняющим обязанности ректора мне то и дело вспоминались лица и реплики учителей Костромской области. Тех самых, для которых и работает ИПК. Получилось что-то вроде виртуального диалога.

– Наверное, работа с педагогическим коллективом начинается с директора. Чему, на ваш взгляд, его нужно научить в первую очередь?
Людмила ЛОШАКОВА, заведующая кафедрой педагогических инноваций КОИПКРО
. Главное – обучить их занимать управленческую позицию, будь то конфликт с родителями, проблема с учеником, авария водопровода или проведение семинара на базе школы. Но большинство директоров в первую очередь педагоги. У них есть предметные часы, там они и реализуют свой потенциал. А административная работа на втором плане.

В этот момент я вспоминаю школу, до которой мы накануне добрались поздним вечером. Во всем здании горит одно окно. Заходим. Директор, усталая, улыбчивая женщина, оторвавшись от компьютера, рассказывает:
– До начала уроков зашла в кочегарку, в столовую, проверила температуру в помещениях, где будут идти занятия. Поспрашивала, не едет ли кто в город, чтобы с оказией отправить документы в бухгалтерию. Не нашла. И весь день между обычными директорскими заботами урывками занималась переделкой локальных актов. И сейчас продолжаю, когда все разошлись. Вон сколько бумаги – все шкафы заняты. Кому это все нужно?..
В кабинет входит завуч (видимо, деревенская почта оповестила, что в школе гости):
– Методическая помощь? Да, приезжает к нам районный методист. Но почему-то пока только нас тестирует. И про новые методики информирует, как их много и какие все разные, а содержательного пока еще ничего не рассказала. Зато мы ей объясняем, как работаем. Надеемся, она скоро чему-нибудь да научится.
По новым санитарным нормам у нас все не так: здание неправильно ориентировано в пространстве, территория не так распланирована… Но мы не можем развернуть школьное здание! И земли никто не прибавит – поселок давным-давно распланирован.
Пожарная инспекция замучила: нужна сигнализация за какие-то бешеные деньги. Я бы рад ее установить, но на какие деньги? Та же проблема с огнетушителями – снегом я их заправлю, что ли?


– Велика ли дистанция между школой и педагогической наукой, востребованы ли инновации в педагогической среде области?
Л.Л. В институте существует лаборатория инноватики, для того чтобы приблизить научные разработки к методистам, можно сказать, что мы переводим сложные для понимания статьи на педагогический язык. Стараемся заметить и поддержать инновации, возникающие в школах.

А в школах учителя и завучи рассказывали:
– Хотелось бы, приезжая на курсы, слышать как можно меньше теории. А вместо лекций по психологии, социологии, валеологии узнать побольше новых методик преподавания.
– Очень нужны практические курсы по новым технологиям. На нас свалилось и введение профильной школы, и тестирование. А как все это должно выглядеть, мы сами до конца не разобрались. Хорошо, что в район приезжают методисты ИПК и проводят занятия: мы на это время расписание меняем и учителей освобождаем от уроков.
– В районе есть кустовые методобъединения: четыре школы работают по единому плану и по очереди приглашают к себе соседей на семинар. Хозяева дают открытые уроки, которые потом все вместе обсуждаем. Из ИПК приезжают методисты. Полезно, конечно. Но лучше бы у нас была возможность ездить в Кострому на курсы: там и библиотека, и общение с коллегами в более широком кругу, и общая атмосфера института как-то вдохновляет. Но поехать можно только за свой счет, в лучшем случае «в долг»: когда-нибудь потом командировку, может быть, оплатят.


– Учителя сетуют на то, что большинство курсов и семинаров проходит в рамках района. Вспоминается фраза «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Насколько эффективна такая модель повышения квалификации?
Л.Л.
Система, существовавшая много лет, была разрушена во время финансового голода, по крайней мере в нашей области. У департамента образования нет денег, чтобы оплатить всем учителям курсы повышения квалификации раз в пять лет. Поэтому люди приезжают в институт по собственному желанию и за свой счет. Мы, конечно, выезжаем в районы, но это, надеюсь, временная мера. Такое положение вещей, когда учитель годами оторван от всех источников информации, недопустимо.

– Получается, что в области появился настоящий рынок образовательных услуг для учителей, пусть и не от хорошей жизни. Люди, заплатившие за поездку на курсы из своего кармана, просто герои. Сталкиваются ли они с какими-то проблемами, возвращаясь в школу?
Аркадий СКВОРЦОВ, и.о. ректора Костромского института повышения квалификации работников образования.
Мы видим большую проблему в том, что учитель, даже проучившийся на курсах, окрыленный и узнавший о новых методиках, уезжает и опять надолго остается без научной и методической поддержки. Он оказывается один на один с проблемами внедрения новых технологий в практику.

В школе:
– В районе организовали встречу с автором учебно-методического комплекта. Нашему директору семинар показался очень полезным, она говорила, что с удовольствием рекомендовала бы УМК учителям. Но комплект стоит так дорого, что нам не под силу приобрести хотя бы несколько штук на класс.
– Наша школа – демонстрационная площадка регионального эксперимента по личностно-ориентированному обучению. Восемнадцать учителей работают в эксперименте: опробуют новые учебники, анализируют их достоинства и недостатки; а самое главное – дают открытые уроки для учителей района. К нам приезжают педагоги из многих школ, в том числе и из сельских, смотрят уроки, а потом мы вместе их обсуждаем. Придумали даже специальный лист наблюдений для участников семинара, чтобы они выступали не только в роли слушателей, но экспертов для нас. Еще несколько лет назад, в конце 90-х, мы могли ездить на конференции в МГУ, на соросовские теоретические конференции. А сейчас, к сожалению, образовательное пространство для учителя сузилось до предела.

– Вряд ли в ближайшие годы экономическая ситуация в образовании резко изменится в лучшую сторону. А методическая и информационная помощь необходима сегодня…
А.С.
Мы понимаем, что множество проблем в образовании учителей – от бедности. Но пока приходится работать в этих условиях. Поэтому придется создавать на базе самых сильных школ своего рода методические и информационные центры для окрестных школ, где будут готовить тьюторов, консультировать педагогов. Большие надежды возлагаем на информатизацию.

В школе:
– Мы, конечно, понимаем, что будущее за информационными технологиями, но пока наших педагогов учат школьные компьютерщики.

– Может ли компьютерная сеть радикально изменить положение вещей?
А.С.
Иногда бывает так: приезжаешь в далекую деревню за сотни километров устанавливать и налаживать компьютер. А он у них стоит в центре комнатушки, чтобы соблюсти нормы удаленности от стен. И рядом свечка горит, потому что электричество дают на несколько часов.
И все-таки компьютер в школе – это здорово, это такая точка роста для учителей! Они все начинают с нуля, но копаются в литературе, разбираются. И самим интересно, и дети заставляют. Хочется надеяться, что по ходу освоения информационных технологий у учителей появятся и новые образовательные запросы, и мотивация. Сейчас мы создаем сайт информационной поддержки повышения квалификации работников образования на селе. В нем будет информация обо всех наших курсах.

Надеемся, что такой взгляд с двух сторон на одну и ту же проблему будет интересен и школьным, и институтским педагогам. У учителей появится надежда, что скоро они перестанут вариться в собственном соку и получат выход в огромное информационное пространство. А преподаватели ИПК вспомнят лишний раз о том, что грандиозные планы должны учитывать интересы и возможности каждого учителя, завуча, директора. А их заботы, проблемы и обязанности поистине безграничны, особенно в сельской школе. В этом мы имели возможность убедиться. И искренне благодарим всех педагогов, которые так терпеливо и доброжелательно с нами разговаривали.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru