Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N71 
 

Николай МАКОВЕЕВ

Учебная литература с точки зрения маркетинга

Значительным преимуществом рынка учебной литературы является его предсказуемость. Если на рынке художественной литературы еще необходимо определить приоритеты читательских интересов, то на рынке учебной литературы это предопределено учебной программой соответствующего уровня образования. Тенденция последних лет четко указывает на определенное снижение разнообразия (вариативности) учебных программ и постепенный переход к общегосударственным образовательным стандартам. Первым шагом в этом направлении стала попытка создать Федеральный комплект учебников, который постепенно преобразовался в Федеральный перечень учебников и учебных пособий. Такой директивный подход к тематике изданий позволяет достаточно точно прогнозировать потребности в учебной литературе той или иной направленности. (…)

Существовавшая до последнего времени система бесплатного школьного образования переживает полосу кризиса вследствие невозможности бюджетов соответствующего уровня обеспечить необходимыми средствами не только выплату заработной платы учителей, но и выделение необходимых средств для приобретения новых учебников и иных наглядных пособий и технических устройств.
Типичная картина, складывающаяся сегодня на региональном уровне.
"Районные администрации выделили школам на приобретение учебной литературы 28,3 тысячи рублей. Но это, конечно, крохи. При нынешней стоимости комплекта учебников (400–800 рублей) этих средств хватит максимум на 70 учеников" . Однако даже в этом относительно благополучном регионе средств не хватает.
Уменьшение бюджетного финансирования для издательств открывает новые возможности потому, что наряду с системой государственного заказа будет развиваться система приобретения учебников за счет средств родителей.
Однако для издательств есть существенная польза от прежней системы обеспечения учебников. Это прежде всего действующая в регионах система заказов на учебную литературу на бюджетные средства, которая охватывает большинство школ и позволяет получить необходимые сведения о потребностях общеобразовательных учреждений в учебниках и пособиях Федерального перечня. Правильное взаимодействие с органами просвещения не только на предмет участия в централизованных закупках за счет средств бюджета, но и грамотная ценовая политика позволит получить доступ к этой информации и правильно выстраивать сбытовую политику.
Если это даже не будет делаться и по-прежнему учебники будут рассматриваться как коммерческий товар при стоимости единицы в 80–100 рублей, то обеспокоенность родителей за судьбу своих детей приведет к децентрализованному приобретению учебников или, ввиду отсутствия достаточных средств к приобретению нескольких образцов для класса последующего изготовления эрзац-учебников (ксерокопий) с использованием полиграфической базы на работе родителей. Вследствие этого, как показали приведенные выше исследования, почти треть и более начальных школ не покупает учебники за счет родителей из-за отсутствия у них денег. Поэтому в этих школах стараются обходиться старыми, изношенными книгами; обмениваются учебниками по договорам с другими школами или берут у них книги во временное пользование; передают когда-то закупленные родителями книги другим ученикам. Это связано прежде всего с тем, что стоимость комплекта учебников на учебный год сегодня сопоставима, а иногда и превышает ежемесячную среднюю заработную плату в регионе.
Сегодня бесплатные учебники практически могут покрыть потребности небольшого количества учеников и, как правило, выделяются детям из социально незащищенных слоев. (…)
Независимо от способа закупки основными консультантами являются учителя-практики, методисты, классные руководители, а в отдельных случаях и администрация школ. (…) Ввиду ограниченности средств для учебной литературы возможно многократное использование одного и того же учебника в течение нескольких циклов. Это означает, что вторичное использование учебников существенно влияет на общую потребность в учебной литературе на рынке. (…)
При существующей тенденции на увеличение цены на учебники намечается разрыв между покупательной способностью населения, прежде всего в сельских районах. Приемлемая цена одного учебника, по мнению респондентов, должна составлять не более 25–35 рублей. Превышение этого уровня отпускной цены автоматически приводит к снижению объемов продаж.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru