Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Данила ДУБШИН

Почему мы всегда в плохой форме?

Смысл, стиль и методика преподавания физкультуры в школе – вот что буквально выталкивает этот необходимый предмет из школьного расписания

Фото С.ДЖЕВАХАШВИЛИНаверное, вы знаете, что в школе уроки физической культуры именуют пренебрежительным словцом «физра». «Пойдешь на “физру?”» – «Не-а, лучше в “футболян” погоняем». Абсурдный диалог? Нет. Действительно трудно гореть желанием посещать уроки предмета, который и называется-то так противно: «физра».
Как же так случилось, что немногие часы, отведенные в школе на совершенствование тела, превратились в необязательный, нудный и обременительный как для педагогов, так и для учеников довесок к «настоящим» предметам – гуманитарным и точным наукам? Осмелюсь предположить, что иначе произойти и не могло, ибо сам стиль, смысл и методика преподавания физкультуры в школе отвращают от нее большинство ребят и девчонок.
Самый грустный парадокс заключается в том, что в той жизни, к которой готовит детей школа, им зачастую совершенно не надобятся те знания, которые они так напряженно приобретали за партами. Между тем отсутствие физической культуры дает о себе знать уже через четыре-пять лет после окончания школы. Еще более жесткий по сравнению со школой ритм обучения в институте или нагрузки производства делают свое дело и… Большинство хронических болячек, мучающих нас всю жизнь, мы приобретаем еще в юности; старательно закладываем основы своих недугов.
Вспомним, как строится физвоспитание в школе.
В начале года школьники дружно сдают школьные нормативы. Это бег, различного рода прыжки, гимнастические элементы. Причем, как правило, сдача нормативов затягивается у класса на месяц-полтора против отведенных на нее одного-двух уроков. Хотя редко у кого зачет не принимается, но… То этот не пришел, то у того «освобождение», так и тянется волынка.
Затем в течение года идет «учебный процесс», и по физкультуре, между прочим, тоже. И за год учебы дети должны научиться быстрее бегать, дальше прыгать, больше подтягиваться и т.д.
Но вот наступает конец года. И снова нужно сдавать нормативы, демонстрируя свои спортивные успехи. Но что за странность! После года занятий ученики, как правило, показывают результаты… худшие по сравнению с началом года.
Изнанку эта странность имеет простую. За три месяца летних каникул дети успевают вволю отдохнуть, передраться, набегаться, набеситься (тем более что многие уезжают на природу – на дачу и в деревни). И к первому сентября ребята приходят в неплохой физической форме. При сдаче осенних нормативов их тела выплескивают энергию, накопленную за лето.
А дальше… Дальше они полностью теряют контакт со своим телом, со своими детскими мышцами и сухожилиями. И никакая «физра» не спасает от гиподинамии.
Конечно, очень важную роль тут играет личность учителя физической культуры или физрука, по-школьному. А ведь стать физруком проще простого. Зачастую это профессия для тех, кто… ничего не умеет. Я учился во многих школах, и помню, что почти в каждой школе был примерно такой физрук: толстый дядя в спортивном костюме, на пузе у дяди болтается свисток, в который дядя умеет громко и резко свистеть, в чем его преподавание физкультуры, собственно, и заключается.
Чему такой «дядя» может научить? Вопрос риторический.
Конечно, есть и другие физкультурники – настоящие подвижники (простите за невольный каламбур), с горящими глазами объясняющие детям, что жизнь – это движение, и готовые сами первыми выполнить любые злосчастные нормативы, а то и показать ребятам какой-нибудь потрясающий спортивный трюк. Как правило, эти люди сами спортсмены. Но увы, таких, как показывает опыт, немного.
Не следует забывать и о том, что физическая культура – один из немногих предметов, традиционно преподаваемых мужчинами (хотя я знаю и прекрасных учителей физкультуры – женщин). Это особенно важно, ибо подтянутый, интеллигентный (а в понятие подлинной спортивности входит и интеллигентность!), способный многое продемонстрировать учитель может послужить ролевой моделью для мальчиков и сформировать образ настоящего мужчины у девочек. А ведь сколько у нас неполных семей без отцов или семей с запойными, вульгарными родителями! Именно мужчина-учитель должен стать авторитетом и защитником для таких детей, именно он должен привить им вкус к справедливой силе.
К сожалению, в сознании многих из нас – родителей или собирающихся стать таковыми – живет пренебрежительное отношение к телу. Мы считаем само собой разумеющимся приоритет духовного над физическим и в мыслях не допускаем, что грубое «физическое» начало не только может, но и должно быть в тонкой гармонии с «духовным» (увы, подчас весьма смутно понимаемым нами). От этого непонимания – и поговорочки типа: «Было у отца три сына, двое умных, а третий – спортсмен». Для меня такой образ мыслей – один из самых отвратительных вариантов обывательщины и косности.
Многие родители (особенно это касается «гуманитарных» семей) боятся подвергать своих чад физическим нагрузкам, полагая, что юные гуманитарии слишком нежны и ранимы для таких «грубых» занятий, как спорт и физкультура. Они также часто полагают, что физические упражнения притупляют чувственное восприятие мира.
Не могу отчасти не согласиться с этим. Да, когда жизнь проходит под знаком постоянного улучшения навыков прыгания или битья груши, это в определенной степени отупляет. А для того чтобы этого не происходило, необходимо сделать физкультуру подлинно культурной дисциплиной, соединив в рамках школьного курса практические занятия (с возможностью выбора вида спорта) с курсом истории Олимпиад, истории спорта (автор этих строк специализируется на изучении русского атлетизма, и, право, какие яркие и интереснейшие личности составляют его историю! Как интересно можно об этом рассказывать детям!), с уроками эстетического восприятия телесного совершенства. Человеческую анатомию, изучением которой занимаются весь год в шестом классе, тоже можно объединить с уроками физкультуры – выиграют от этого обе дисциплины. Представляете, как здорово, рассказывая о мышцах человеческого тела, привести в класс культуриста, который тут же их и продемонстрирует, а потом и даст серьезные советы ребятам, как стать крепче. Какое это произведет впечатление на детей! А насколько познавательнее станет учебный материал, если объяснять ребенку устройство системы кровообращения или опорно-двигательного аппарата в спортивном зале, где он сам сможет почувствовать, как его движения зависят от того, что происходит у него внутри!

При подготовке полосы использованы материалы сайтов:


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru