Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Новый год приходит, как известно, из Финляндии вместе с Санта-Клаусом. В последнее время выяснилось, что из этой маленькой страны к нам приходит не только рождественский дед с подарками, но и новый взгляд на образование – свободное, ненасильственное и высокоэффективное. По крайней мере об этом свидетельствуют данные авторитетного международного исследования качества образования – PISA.
Может быть, те, кто прочитал в прессе о его результатах, не очень-то поверили их объективности, но все же стало обидно: 27–29-е места России из 36 возможных. К сожалению, исследование показало низкий уровень развития общеучебных навыков, интеллектуальных и коммуникативных умений российских школьников. А достигших высшего уровня (тех, кого мы называем «элитой») в России оказалось в 5–6 раз меньше, чем в лидирующих в этом исследовании странах.
Прежде нам не приходилось сомневаться, что российское образование лучшее в мире.
К удивлению, на первых местах рейтинга PISA оказались никогда ранее не отличавшиеся в области образования Финляндия, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, Исландия и Чешская Республика.
Незаметная Финляндия заняла первое место по «грамотности чтения» и лидирующие места по математической и естественно-научной грамотности среди стран-участниц. В чем причины такого неожиданного успеха этой маленькой соседней с нами страны в области качества образования? Благодаря каким традициям школы, педагогической системы, общества в целом финские подростки оказываются сегодня настолько успешными? Каковы представления о качестве обучения и обеспечивающей его практике в Финляндии, что позволяет стране двигаться явно опережающими темпами?

Грамотность простая и сложная

Определить ее уровень – очень трудная задача. И каждый раз, когда мы пытаемся ее решить, оказывается, что понятие о грамотности отражает образовательную доктрину той или иной страны

Объектом исследования PISA были образовательные достижения 15-летних подростков. Дело в том, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны ребятам в будущем, а также способность самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Исследование проводится в трех направлениях: изучаются “грамотность чтения”, “математическая грамотность” и “естественно-научная грамотность”. Особое внимание уделялось оценке владения учениками различными стратегиями обучения, умению использовать свои знания в разнообразных жизненных ситуациях, а также оценке межпредметной компетентности подростков.
Исследование проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех указанных выше направлений. Первый цикл, итоги которого уже подведены, был посвящен «грамотности чтения». Второй цикл, начавшийся в этом году, в первую очередь исследует «математическую грамотность», а в 2006-м в центре внимания окажется «естественно-научная грамотность».
Под грамотностью чтения в исследовании понималась не техника чтения, а «способность человека к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества». Таким образом, термин приобретает широкий смысл.
Было выделено 5 уровней (см. таблицу). Самый высокий уровень (5) предполагал понимание сложных текстов, умение дать собственную оценку представленной информации, сформулировать гипотезу, сделать вывод. В среднем это оказалось доступно 10 процентам подростков всех стран. В лидирующих странах таких учеников от 15 до 19%. В России – всего 3%. Российских учеников особенно затрудняли задания, требовавшие соотнести различные точки зрения
на явления и события, высказать собственную версию их смысла.
Уровень 4 предполагал способность выполнять комплексные задания с текстом, осуществлять его критический анализ. Этого уровня в среднем достигли 22% старшеклассников всех стран.
В России таких учеников – 13%.
Уровень 3 предполагал способность выполнять задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в различных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде.
Уровень 2 соответствовал способности выполнять задания, считающиеся базовыми, например, найти информацию, заданную в явном виде, сделать простой вывод на основе прочитанного, выявить смысл основных частей текста, продемонстрировать понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав ее фрагментами из текста. Самый низкий уровень (1) включал базовые умения, например, нахождение в тексте простой информации, заданной в явном виде, или интерпретация текста с целью определения основной темы или идеи. Здесь российские показатели оказались выше среднестатистических. Видимо, именно этому мы в основном учим наших детей: пересказать, привести цитату.
Во всех странах имеются ученики, продемонстрировавшие уровень ниже первого. В среднем их 6%, в России – 9%.

По материалам краткого отчета РАО «Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru