Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН 
 

Как пользоваться статистикой ЕГЭ – вопрос. Можно ли ее показывать рядовым гражданам – вопрос. Как применять ее для исследований в области образования – вопрос. Не усложнит ли она нашу и без того непростую жизнь – вопрос. Все эти вопросы обсуждались в Самаре на Всероссийской конференции «Мониторинг в системе единого государственного экзамена: технология, опыт, перспективы».
Светлана КИРИЛЛОВА

ЕГЭ на острие статистики

На открытии конференции в отеле «Ренессанс» присутствовали более 200 делегатов из всех регионов России. В заседаниях участвовал сам самарский губернатор Константин Титов, горячий сторонник ЕГЭ.
«Образованием следует управлять, как сферой производства или как государственным механизмом, – сформулировал свое кредо Титов. – Нужно изменить восприятие образования как социальной сферы и рассматривать ее как область производства. И здесь важную роль играет сертификация качества. Мы воспринимаем ЕГЭ как государственный способ регулирования качества образования при переходе абитуриентов в вузы.
В купеческой Самаре к делу относятся основательно: любят переводить ЕГЭ в рубли и копейки. В воздухе витает понятие балло-рублей. Проводится основательный подсчет, во сколько обходятся высокие баллы школьников на ЕГЭ: где они дороже, а где дешевле. «Теперь мы знаем, что самые дешевые баллы ЕГЭ – в Самаре, самые дорогие – в сельских регионах, – заявил в своем выступлении руководитель департамента образования и науки администрации Самарской области Ефим Коган. – Это происходит потому, что в Самаре наполняемость школ не более 25, в сельских школах – 15 человек».
«Результат ЕГЭ – 300% вузовской экономии на вступительных экзаменах, – сообщил Сергей Жилкин, ректор Тольяттинского университета, где 13200 студентов осваивают 52 специальности. – Около 1,5 миллиона рублей сэкономили на приемных комиссиях! В это время многие преподаватели пошли в отпуска».
Считать в Самаре любят. Самарский губернатор подчеркнул, что Министерство образования должно как можно скорее определить нормативы затрат по ЕГЭ. Как известно, нормативов этих еще не существует. Пользуясь режимом эксперимента, каждая область вкладывает в ЕГЭ столько, сколько может, а не столько, сколько требуется для адекватного проведения экзамена.
Куратор эксперимента по ЕГЭ Виктор Болотов привел слова губернатора Тюменской области, сказавшего вице-премьеру Михаилу Касьянову: «Я вкладываю в ЕГЭ огромные деньги, а на что идут эти деньги? На качество образования?»
Один из ключевых вопросов ЕГЭ – на что будут потрачены деньги, вложенные в эксперимент. Определить эффективность федеральных и региональных вложений поможет система мониторинга ЕГЭ. Как известно, на Западе средства, выделяемые на мониторинг социальной программы, составляют до 15% от ее бюджета. Средства, которые предполагается выделить на мониторинг ЕГЭ в будущем году, составляют только 12 миллионов, что чуть больше одного процента предполагаемого бюджета ЕГЭ 2004 года.
О том, по каким направлениям будет проходить мониторинг ЕГЭ в 2004 году, рассказал директор Федерального института педагогических измерений Минобразования РФ Андрей Ершов. «Наша цель, – подчеркнул он, – выстроить модель мониторинга ЕГЭ на региональном и федеральном уровнях».
Одно из главных направлений – сбор и обработка данных об успеваемости участников ЕГЭ после их поступления в вузы и техникумы. Прошло время, когда Владимир Филиппов уверял журналистов, что вузы довольны набранным по ЕГЭ контингентом. Это не так. Ряд студентов с высокими баллами на ЕГЭ не смогли во время обучения подтвердить своих знаний.
Проректор Самарского аэрокосмического университета Сергей Рогачев посетовал, что на ЕГЭ оценки на 20–30 баллов ниже, чем в его университете. Одним словом, в пересчете на внутренние требования вуза 49 баллов, полученные на ЕГЭ, равняются двойке. Их обладателей волей-неволей приходится отсеивать: учиться они не могут.
Еще Министерство образования обещает расследовать деятельность пунктов проведения экзамена (ППЭ), где были получены (в июньскую или июльскую волну) результаты ЕГЭ, отличающиеся от среднестатистических. «Регионам надо готовиться к тому, что мы будем этим вопросом заниматься», – предупредил Ершов.
Еще одно направление мониторинга – проверка (разумеется, выборочная) условий, в которых проходил ЕГЭ для выпускников, набравших 99–100 баллов. Количество этих выпускников в некоторых регионах и некоторых школах (в Самаре, например, двое 100-балльников вышли из одного лицея) заставляет задуматься.
Следующее направление мониторинга – анализ успеваемости студентов-льготников, изучение того, как изменяется социальный состав студентов. Сегодня во всех крупных университетских центрах, например в Томске и Самаре, увеличилось число сельских школьников, поступивших по результатам ЕГЭ. И не во всех вузах этими студентами довольны.
Особое место занимает реструктуризация рынка платных услуг в системе ЕГЭ и анализ формирования социального запроса. Какой видят школьники и их родители подготовку к ЕГЭ? Где они хотели бы готовиться к единому госэкзамену? «Эту проблему нельзя не замечать. Нам нужны управленческие решения на основе реальных тенденций, – заметил Ершов. – Надо поставить заслоны негативным тенденциям (платная подготовка к ЕГЭ, незаконное издание материалов ЕГЭ)».
На почве подготовки к ЕГЭ вызревают новые противоречия между школой и вузом.
«Репетиторство по подготовке к ЕГЭ сегодня процветает в школах, а не в вузах, – заявил проректор Самарского аэрокосмического университета Сергей Рогачев. – Но раньше подготовительные курсы при университете давали более приближенные к вузу требования. Дети сегодня в массовом порядке забирают документы с подготовительных отделений нашего вуза и уходят готовиться к ЕГЭ в школу. Школа им пока ближе».
«Если к вам на довузовскую подготовку не хотят идти – это не вина ЕГЭ, – заметил Виктор Болотов. – Вам надо объяснить абитуриентам, какой у вас хороший вуз. Сегодня возвращается старая советская система, когда в вуз заманивали экспедициями, футбольной командой и прочим».
Министерством образования планируется большая работа по анализу процедуры приема вузами свидетельств ЕГЭ.
Владимир Филиппов любил рассказывать журналистам о том, как мальчик из Архангельской губернии сможет прислать в Москву свой сертификат ЕГЭ и стать студентом, не выезжая из дома.
«Вообще пересылать документы в вуз никто не запрещал, – утверждают ректоры. – Форму заявления можно взять с сайта вуза. Раз ребенок послал нам заказным письмом свои документы, никто не мешает нам отправить ему заказным письмом уведомление о получении».
«Против присылания документов мы не возражаем, – утверждает ректор Тольяттинского университета. – Но предупреждаем: пока не будет оригинала аттестата, никого не зачислим…»
Одним словом, чтобы подать в приемную комиссию свидетельство о сдаче ЕГЭ, абитуриенту все-таки надо приехать в вуз. С приехавшими, чтобы они не думали, что прогулялись зря, проводят собеседование.
«Мы вообще-то не хотели регулировать модель заочной подачи документов, но может быть…» – неопределенно заметила заместитель начальника Управления контроля качества общего образования Минобразования Татьяна Бархатова.
Итак, мальчик из Архангельска пусть остается в Архангельске. Проблема, которую планирует решать Минобразования, другого порядка. Вузы сами не могут разобраться с тем, как им проводить зачисление.
Сергей Рогачев, проректор Самарского аэрокосмического университета, пожаловался, что зачисление по результатам ЕГЭ идет тяжело. «Поначалу у нас была эйфория – каких хороших ребят мы набираем. К 1 августа, дню официального зачисления, оказалось, что эти ребята виртуальны. И мы попросту добирали хвосты троечников, которые никому не нужны. Все они вылетели в первую сессию. Тогда мы сделали ряд принципиальных изменений: общий конкурс по ЕГЭ на 5 факультетов (каждый выпускник должен был написать два приоритетных факультета). Тут виртуальность уменьшилась. В этом году после 1 августа (день официального зачисления) 40 детей с высокими баллами снова забрали свои документы. Из 525 только 347 принесли свои подлинники».
Кстати, теперь Министерство образования обещает подвергнуть особому контролю сайты органов управления образованием в тех регионах, где проходит эксперимент по ЕГЭ.
«Что творится на сайтах вузов – участников ЕГЭ – уму непостижимо, – заметил Ершов. – Они не размещают информацию о ЕГЭ. Филиппов уже подписал письмо. Будем вплотную, 2 раза в год, мониторить сайты вузов-участников ЕГЭ и РУНО субъектов Российской Федерации».
«Ряд школьных сайтов далеко ушли от сайтов управлений образования, – заметил Болотов. – Случается, что на сайте органов управления образованием висит только фотокарточка главы да список школ. Теперь содержание этих сайтов будет в поле внимания Минобразования. И решения будут жесткими. Многие из них будут приниматься с учетом того, как вы работаете в Интернете».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru