Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N33 
 

Елена КУЦЕНКО

Колонка редактора

Елена КУЦЕНКОКонец четверти, последняя неделя. Хлопотное время для школьника средней ленивости. У меня из школьного детства всплывает неловкое ощущение вечного неустойчивого равновесия между тройкой и четверкой по какой-нибудь алгебре или физике, а я пытаюсь дотянуть (дотянуться, привстав на цыпочки) до нужной отметки. Зато последний день четверти: ура, наши победили, вес взят, про только что выученные на живую нитку формулы можно спокойно забыть. Потому что со следующей четверти начнется новая тема. Интересно, что тогда меня совсем не смущала бессмысленность процесса.
Я говорю даже не о том, что большинство школьных знаний нормальному человеку никогда не пригодятся. Исключение, пожалуй, составляют только родители, имеющие ребенка-балбеса повышенной ленивости, получающие второе среднее образование. Я о том, что воспользоваться плодами просвещения с удовольствием и в школе-то почти невозможно.
Почему мы никогда не даем ребенку обжиться на освоенной территории, почувствовать себя хозяином? Понял про существительные (а может, и не понял) – побежали догонять глаголы, едва стали получаться задачи по электричеству – бросай все, оптика навалилась.
Понимаю: программа… Но ребенок, как и всякий нормальный человек, хочет чувствовать себя успешным, хоть иногда.
Представьте, что вы только-только научились водить машину – тут бы и покататься всласть, – но кто-то уже сует в руки парашют и пинками загоняет в самолет.
Учителю, кстати, вообще довольно трудно понять ребенка в такой ситуации. В профессии он долгие годы может оставаться ни успешным (тюкают понемножку все, кому не лень), ни «двоечником» (насовсем редко затюкивают: кто у них работать будет?). Поэтому для сохранения человеческих реакций очень полезно свой житейский, даже домашний опыт прикладывать к школьному, профессиональному.
К примеру, освоила я ценой нечеловеческих усилий на компьютере Windows, не весь, конечно, а так, текст напечатать, почту в Интернете посмотреть. Загордилась собой даже. (Хотя любой девятиклассник, живущий в обнимку с компьютером, считает, что этот уровень может освоить любая мартышка, даже страдающая слабоумием в нетяжелой форме.) И вот на прошлой неделе прихожу домой и вижу, как сын, мстительно бормоча: «Билл Гейтс маст дай», устанавливает на компьютер новую операционную систему: «Мам, в ней можно делать все что угодно!» Пакет с батоном валится у меня из рук: Билл-то переживет как-нибудь, а я? Опять в двоечники?
Недаром в классе я всегда старалась избегать отметок до последнего. Характеристики, качественное самооценивание, групповая оценка – только не эти злокачественные двойки. А еще мы – и ребята, и я – писали в конце года размышления о том, что сбылось и получилось, что не удалось. Так вот, подбирая батон, я вспомнила один такой листочек, написанный парнишкой, которому русский язык ну никак не давался. В главе «Несбывшееся» говорится: я так и не написал диктант без ошибок.
Эх, эх… Что стоило тогда дать несколько диктантов, и чтобы самый простой он мог написать целиком правильно. Или попросить его пойти к малышам и объяснить какое-нибудь легкое правило.
Поделом мне новая операционная система.
Давайте сделаем к Новому году подарок своим ученикам. И себе. Дадим им возможность быть успешными, уверенными, благодарными. Впереди столько праздников, а все рождественские истории должны кончаться хорошо.
Наверное, поэтому вчера мне со вздохом вернули Windows. С его помощью я и смогла напечатать колонку редактора, которая логично заканчивается поздравлением с концом четверти, с Новым годом и пожеланием удачи, тепла и понимания.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru