Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2003

Первая тетрадь. Политика образования

НА ПОЛЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ 
 

Чиновник любит быть благодетелем. Любит демонстрировать свою щедрость. И любит распределять государственные средства. Благо их немерено. Деньги-то – не свои.
И оттого в особом почете у чиновника глобальные проекты. Например, поворот северных рек. Или тотальная интернетизация всех российских школ и компьютеризация всех российских инвалидов.
Вот только на одно у чиновника никогда не хватает времени и сил: поинтересоваться у того, кого он так истово осыпает благодеяниями, а что тому на самом деле нужно.
И хотя бы чуть-чуть посчитать эффективность своих трат.
Вот и получается, что “благодеяния” его идут по самым затратным и самым неэффективным схемам; но зато любые инициативы от тех, кого этот чиновник пытается облагодетельствовать, любые предложения о содержательном партнерстве им просто не замечаются.
Овена КОРСУНОВА

Перспективы проекта: музыка будет играть  негромко и недолго?

Это не Интернет. Это, как говорится на компьютерном языке, министерский спам

В регионах продолжается установка спутниковых антенн. Уже определена схема, по которой в школы будут доставляться файлы с информацией. К сожалению, все более очевидными становятся проблемы, с которыми столкнется проект в самом ближайшем будущем.

Авторские права

В сельских школах очень хотят, чтобы в предназначенные для них интернет-передачи попали цифровые версии учебников и учебных программ. На сегодня в банке данных Отраслевого специализированного центра обеспечения содержания общего образования (РЦ СОО) уже есть 300 оцифрованных программ, а у партнеров центра имеется около 10 000 учебников для высшей школы. Действующие школьные учебники – их около 600 – тоже не так трудно перевести в компьютерные файлы. Однако распространять их нельзя – это противоречило бы действующему федеральному законодательству в части, касающейся авторских и имущественных прав, библиотечного дела. Дело в том, что в российском законодательстве нет понятия “электронная библиотека”. Если оно появится (решение вопроса находится в компетенции Государственной думы), то через Интернет можно будет распространять полные тексты программ и учебных изданий, не нарушая права авторов. Но что решит российская Дума, пока неизвестно, а в мировом сообществе законы о копирайте весьма суровы, и это также сдерживает развитие бесплатного сектора Сети. Некоммерческие он-лайновые проекты по сканированию, сверке и размещению книг (например, знаменитая библиотека “Проект Гутенберг” (gutenberg.net), которая была организована энтузиастами из США) могут использовать лишь старые книги.
Увы, проект интернет-вещания для российских сельских школ не предусматривает закупку интернет-ресурсов. Поэтому в школы заведомо попадет только та информация, права на распространение которой принадлежат Министерству образования (например, материалы с сайта информационной поддержки ЕГЭ), или информация, предоставленная авторами бесплатно. Вероятно, это не так уж мало. Но это неизмеримо меньше, чем весь Интернет, даже русскоязычный. И значительно меньше, чем то, что реально требуется учителю.

Переполнение жестких дисков

Задуманная технология передачи данных в сельские школы предполагает, что транслируемые через спутник ресурсы надо будет размещать на жестком диске, а потом решать, сохранять их или уничтожать.
Что ж, представим себе сельского учителя, находящегося в условиях информационного голода. Вот пришли материалы по ЕГЭ – поднимется ли у него рука их уничтожить? Конечно, нет.
А потом пришли видеоуроки победителей конкурса “Учитель года”. Потом…
Через какое время школы столкнутся с переполнением жесткого диска? Посчитаем вместе. Планируемый объем одной передачи – 1,5 гб. Объем жестких дисков у компьютеров, которые стоят в сельских школах, порой всего 2–3 гб. Получается, полностью заполнить такой жесткий диск можно за… две передачи.

Канал захлебнется

Весной 2002 года на коллегии министерства было принято решение о предоставлении сельским школам двустороннего асимметричного доступа в Интернет. И потом в течение двух лет шла разработка схемы связи, которая является схемой вещания, а вовсе не схемой взаимодействия пользователя с Сетью.
При этом школам, имеющим хоть какой-то собственный выход в Интернет, будто бы предоставляется возможность отправлять в Центр спутникового доступа (ЦСД) индивидуальные запросы – заказ на нужные ресурсы русскоязычного Интернета. А ЦСД будто бы должен их выполнять.
Но если это так, то, значит, постепенно к потоку транслируемой для всех общей информации станет примешиваться… дополнительный поток информации индивидуализированной. А это означает дополнительную нагрузку на канал связи. И по оценкам специалистов, он захлебнется, как только двустороннюю связь получат хотя бы 20–30 % обслуживаемых им школ.

Альтернативы

Была ли возможна более дешевая массовая трансляция цифровых файлов в сельские школы? Да, и для этого специалисты с самого начала предлагали использовать уже существующую сеть телевизионного спутникового вещания, скорость сигнала в которой достаточна для быстрой передачи текстовых сообщений.
Возможен ли сейчас положительный результат проекта по созданию реальной двусторонней интернет-связи для сельских школ?
Вероятно, да, если установка в школах спутниковых антенн приведет к активизации местных провайдеров связи и в конечном счете к понижению стоимости их услуг для школ. Что касается крупных (московских) провайдеров, то они готовы поставить какое угодно оборудование и даже предоставить льготные тарифы, но в силу удаленности не могут взяться за техническую поддержку своих клиентов. И потому приходится рассчитывать на помощь местных провайдеров.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru