РЕЖИССУРА УРОКА
УРОКИ МАСТОДОНТОВ
Авторитет и авторитаризм
Беседа вторая
Авторитарность – это свойство
характера. Авторитет – особое приобретение в
общении с окружающими. Свойство обслуживать
трудно: это нередко оборачивается бойней.
Думаю, что кто-то из учителей мог обидеться на
меня после прошлой беседы. А зря. Я сделана из
того же теста, выучена той же школой и вышла из
ворот все того же пединститута.
Отомстила
В первый же свой урок на педпрактике я
вошла в класс, чтобы отомстить десятиклас-
сникам, сорвавшим накануне пробный урок моей
подруге. Вела я урок астрономии в наглой
авторитарной манере, предупреждая каждого
ученика после ответа: “Я вас еще не сажала” (за
это отметку по педпрактике мне снизили до
четверки).
На следующий день ко мне подошла классная
руководительница и спросила: “Это вы вчера
давали урок астрономии?” Я сразу подумала о том,
что класс (стесняюсь сказать “дети”) невзлюбил
меня. Но нет. На мое “А что?” учительница сказала,
что ребятам урок здорово понравился. Вот так-то!
Я тогда поверила: ведь и мы, обучаясь в школе,
уважительно относились к учителям, уверенным в
себе, умеющим преподнести свой предмет, умным и
даже остроумным. Но мы, как и теперешние
школьники, резко отрицательно реагировали на
грубость, резкость и хамство по отношению к себе.
Такие выходки порождают противостояние. Как
аукнется, так и откликнется. Это мне предстояло
вспомнить еще не раз…
С кем останемся?
Когда слышу от учителей: “Что же мне,
терпеть их выходки?” – уверенно отвечаю:
“Несомненно”.
Советую – а сама в молодые годы иначе
действовала! Представьте: девятый класс вечерней
школы, урок физики и дурацкие вопросы про личную
жизнь. Я вылетаю из класса и бегу ну конечно же к
директору. Он меня утешает. Я уже готова снова
идти в класс, но не тут-то было. Он говорит: “Раз
ушла – жди, когда они придут за тобой с повинной.
И завтра жди, и послезавтра жди. И вообще запомни
– твое место в классе. Пусть все уйдут или ты всех
выгонишь, но сама ты должна быть на своем рабочем
месте”.
Сегодня я, пожалуй, не согласилась бы с тем, что
можно всех выгнать. С кем тогда останемся, для
кого будем работать? И кто для кого – мы для них
или они для нас – вопрос бессмысленный. Мы нужны
друг другу. Но все-таки они нам больше нужны. Мы
без них ничто!
Доверены судьбой
Однажды ко мне пришли трое родителей. В
то время я работала во втором (не своем) классе
(пришлось взять детей, так как их родная
учительница ушла).
В классе прибавились два новых ученика, весьма
беспокойных. Родители (из числа прежних)
встретили меня на лестнице и заявили: “Мы
считаем, что Борю надо убрать!” Я переспросила в
той же манере: “Убрать – это как? К стенке, что
ли?” (я имела в виду пересадить подальше от всех).
Они, перебивая друг друга, взахлеб стали
говорить, как Боря обижает их детей. На что я
сказала: “Убирать из класса кого-либо из ребят
будете только вместе со мной. Они мне доверены
судьбой, и любой из детей, в том числе и ваши,
находится теперь под моей защитой и охраной”.
Очень сложно, когда новенькие вливаются в уже
готовый коллектив. Непонятно, почему они
агрессивны. Это вопросы и вопросы, которые надо
осмыслять, решать, но не военными действиями.
Главное, чтобы отношения складывались
уважительными.
Авторитарность поддерживать легче, чем
уважительность. Именно для этого у нас имеются в
наличии и дневник, и администрация, и
родительские собрания, и даже красные чернила.
Если хотите – даже стол в центре класса!
А вот для того чтобы удержать настоящий
авторитет, надо быть в форме. Постоянно узнавать
новое в предмете. Каждый день готовиться к
встрече с детьми. Тут нас могут ждать всякие
сюрпризы. Иногда лучше не упорствовать, а уйти от
ответа, если он требует обдумывания.
Персональное решение
Так и слышу застрявший в горле вопрос:
“Что же нам теперь, хамство терпеть?!” Вопрос,
конечно, интересный и крайне сложный. Нет на него
однозначного ответа. Каждый случай требует
своего персонального решения, особенно когда
речь идет о старшей школе.
Если в разговоре со мной девяти-, десятиклассник
выругается матом мне в лицо, то я дам ему
пощечину. Даже если после этого мне придется уйти
из школы. Видимо, хамы это сразу понимают, поэтому
язык свой держат за зубами.
А вот в начальной школе для меня выход один –
объяснять.
Однажды я вошла в класс, и один из мальчиков
выкрикнул неприличное слово из трех букв. Я
сделала вид, что не услышала. Но не тут-то было.
Ромик: “Это я вам, Л.К., говорю”, – и повторяет
слово.
Мне пришлось объяснить, откуда в русской речи
взялись матерные слова. Такие слова требуют
своего объяснения, как и все другие, с которыми
встречается растущий человек.
Итак, принимать любого – грязного, сопливого,
необучаемого, неуправляемого. И – сдерживаться,
чтобы не взять грех на душу перед Богом.
Не равные, но ровные
Нам надо постараться установить в
классе пусть не равные, но ровные, мирные
отношения. Ученики знают нас лучше, чем кто-либо.
Мы с ними проводим большую часть времени своей
жизни. Спорные вопросы в наших отношениях
возникают нередко. Нам, учителям, нельзя от них
открещиваться. Спорные вопросы лучше решать
сообща, без боязни и страха потерять свой
авторитет.
Авторитет – особое приобретение в общении с
окружающими. А авторитарность – это свойство
характера. Свойство обслуживать трудно. Это
всегда оборачивается бойней или вечной тревогой:
не строят ли мне рожи за спиной? не списывают ли?
не шепчутся ли обо мне? Уф! И так каждый день.
Давайте-ка лучше каждый день зарабатывать,
заслуживать, приобретать авторитет – у учеников,
у родителей, у коллег.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|