Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
УРОКИ МАСТОДОНТОВ

Лидия ФИЛЯКИНА

Авторитет и авторитаризм

Беседа вторая

Авторитарность – это свойство характера. Авторитет – особое приобретение в общении с окружающими. Свойство обслуживать трудно: это нередко оборачивается бойней.
Думаю, что кто-то из учителей мог обидеться на меня после прошлой беседы. А зря. Я сделана из того же теста, выучена той же школой и вышла из ворот все того же пединститута.

Отомстила

В первый же свой урок на педпрактике я вошла в класс, чтобы отомстить десятиклас-
сникам, сорвавшим накануне пробный урок моей подруге. Вела я урок астрономии в наглой авторитарной манере, предупреждая каждого ученика после ответа: “Я вас еще не сажала” (за это отметку по педпрактике мне снизили до четверки).
На следующий день ко мне подошла классная руководительница и спросила: “Это вы вчера давали урок астрономии?” Я сразу подумала о том, что класс (стесняюсь сказать “дети”) невзлюбил меня. Но нет. На мое “А что?” учительница сказала, что ребятам урок здорово понравился. Вот так-то!
Я тогда поверила: ведь и мы, обучаясь в школе, уважительно относились к учителям, уверенным в себе, умеющим преподнести свой предмет, умным и даже остроумным. Но мы, как и теперешние школьники, резко отрицательно реагировали на грубость, резкость и хамство по отношению к себе. Такие выходки порождают противостояние. Как аукнется, так и откликнется. Это мне предстояло вспомнить еще не раз…

С кем останемся?

Когда слышу от учителей: “Что же мне, терпеть их выходки?” – уверенно отвечаю: “Несомненно”.
Советую – а сама в молодые годы иначе действовала! Представьте: девятый класс вечерней школы, урок физики и дурацкие вопросы про личную жизнь. Я вылетаю из класса и бегу ну конечно же к директору. Он меня утешает. Я уже готова снова идти в класс, но не тут-то было. Он говорит: “Раз ушла – жди, когда они придут за тобой с повинной. И завтра жди, и послезавтра жди. И вообще запомни – твое место в классе. Пусть все уйдут или ты всех выгонишь, но сама ты должна быть на своем рабочем месте”.
Сегодня я, пожалуй, не согласилась бы с тем, что можно всех выгнать. С кем тогда останемся, для кого будем работать? И кто для кого – мы для них или они для нас – вопрос бессмысленный. Мы нужны друг другу. Но все-таки они нам больше нужны. Мы без них ничто!

Доверены судьбой

Однажды ко мне пришли трое родителей. В то время я работала во втором (не своем) классе (пришлось взять детей, так как их родная учительница ушла).
В классе прибавились два новых ученика, весьма беспокойных. Родители (из числа прежних) встретили меня на лестнице и заявили: “Мы считаем, что Борю надо убрать!” Я переспросила в той же манере: “Убрать – это как? К стенке, что ли?” (я имела в виду пересадить подальше от всех). Они, перебивая друг друга, взахлеб стали говорить, как Боря обижает их детей. На что я сказала: “Убирать из класса кого-либо из ребят будете только вместе со мной. Они мне доверены судьбой, и любой из детей, в том числе и ваши, находится теперь под моей защитой и охраной”.
Очень сложно, когда новенькие вливаются в уже готовый коллектив. Непонятно, почему они агрессивны. Это вопросы и вопросы, которые надо осмыслять, решать, но не военными действиями. Главное, чтобы отношения складывались уважительными.
Авторитарность поддерживать легче, чем уважительность. Именно для этого у нас имеются в наличии и дневник, и администрация, и родительские собрания, и даже красные чернила. Если хотите – даже стол в центре класса!
А вот для того чтобы удержать настоящий авторитет, надо быть в форме. Постоянно узнавать новое в предмете. Каждый день готовиться к встрече с детьми. Тут нас могут ждать всякие сюрпризы. Иногда лучше не упорствовать, а уйти от ответа, если он требует обдумывания.

Персональное решение

Так и слышу застрявший в горле вопрос: “Что же нам теперь, хамство терпеть?!” Вопрос, конечно, интересный и крайне сложный. Нет на него однозначного ответа. Каждый случай требует своего персонального решения, особенно когда речь идет о старшей школе.
Если в разговоре со мной девяти-, десятиклассник выругается матом мне в лицо, то я дам ему пощечину. Даже если после этого мне придется уйти из школы. Видимо, хамы это сразу понимают, поэтому язык свой держат за зубами.
А вот в начальной школе для меня выход один – объяснять.
Однажды я вошла в класс, и один из мальчиков выкрикнул неприличное слово из трех букв. Я сделала вид, что не услышала. Но не тут-то было. Ромик: “Это я вам, Л.К., говорю”, – и повторяет слово.
Мне пришлось объяснить, откуда в русской речи взялись матерные слова. Такие слова требуют своего объяснения, как и все другие, с которыми встречается растущий человек.
Итак, принимать любого – грязного, сопливого, необучаемого, неуправляемого. И – сдерживаться, чтобы не взять грех на душу перед Богом.

Не равные, но ровные

Нам надо постараться установить в классе пусть не равные, но ровные, мирные отношения. Ученики знают нас лучше, чем кто-либо. Мы с ними проводим большую часть времени своей жизни. Спорные вопросы в наших отношениях возникают нередко. Нам, учителям, нельзя от них открещиваться. Спорные вопросы лучше решать сообща, без боязни и страха потерять свой авторитет.
Авторитет – особое приобретение в общении с окружающими. А авторитарность – это свойство характера. Свойство обслуживать трудно. Это всегда оборачивается бойней или вечной тревогой: не строят ли мне рожи за спиной? не списывают ли? не шепчутся ли обо мне? Уф! И так каждый день.
Давайте-ка лучше каждый день зарабатывать, заслуживать, приобретать авторитет – у учеников, у родителей, у коллег.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru