Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Игорь Долуцкий:
«Рецензенты в штатском мой учебник критиковали постоянно»

– Как вы относитесь к снятию грифа «Рекомендовано...» с учебника Игоря Долуцкого?

Учитель истории московской школы № 498, член секции исторического образования ФЭС Владимир Румянцев:
– Сопоставление цитат – задание опровергнуть их или подтвердить – обычная практика на уроках истории. Вообще новейшая история – самый сложный период для изучения в школе. Острых углов здесь не обойти – все зависит от темперамента автора учебника: некоторые выражают свое отношение к текущему периоду более эмоционально, другие более сдержанно. Мы стремились к тому, чтобы у нас было много учебников – хороших и разных, а это значит – много точек зрения по одному вопросу, так какие претензии могут быть к автору?

Старший научный сотрудник Центра военной истории России, член секции исторического образования ФЭС Владимир Артамонов:
– Таким учебникам вообще не место в нашей стране. По сути дела, это русофобский учебник, который подрывает основы патриотизма и государственности. Я периодически слушаю радиостанцию «Свобода» и утверждаю, что Долуцкий в своем учебнике отражает все те идеи, которые проповедует ЦРУ во имя ослабления нашей страны: например, преувеличивает масштабы репрессий.
ФЭС присудил гриф этому учебнику лишь потому, что два года назад автор и издатели представили на рассмотрение экспертов один текст. А в свет вышел совсем другой.

Заведующий кафедрой методики преподавания истории Московского городского педагогического университета Кирилл Митрофанов:
– Теперь вся страна узнает об учебнике Игоря Долуцкого, и лучшую рекламу придумать трудно.

Доцент кафедры всеобщей истории РГГУ, бывший эксперт ФЭС Виктория Журавлева:
– Здесь дело не только в борьбе на рынке учебной продукции, но и в постепенном отказе министерства от вариативности в пользу единообразия ( а в недалеком будущем – и единого учебника по каждому предмету), что отчасти связано с введением ЕГЭ.
Но главная причина в том, что времена изменились, поэтому учебник Долуцкого нынче не ко двору.

Профессор Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Евгений Вяземский:
– В начале 90-х был иной политический климат, и настрой большинства учебников по истории той поры был в основном острый, критический, резкий. Начиная с 2001 года превалируют более позитивные, оптимистические подходы в отображении текущего исторического периода, усиливается патриотическая направленность.
Долуцкий не почувствовал политической конъюнктуры, из-за чего и стал жертвой.

Учитель истории столичной школы № 498 Алексей Румянцев:
– Если сегодня кто-то соскучился по идеологическим указаниям сверху, то я напомню, что в свое время Иосиф Сталин написал «Краткий курс ВКП(б)», в котором изложил официальную точку зрения на историю. Так же нужно поступить и нынешним руководителям, раз уж их волнует этот вопрос. Зачем держать фигу в кармане и делать хорошую мину при плохой игре?

Член правления Ассоциации учителей истории Москвы и Московской области Юлия Кушнерева:
– Я и мои коллеги не одобряем отмену грифа на учебник Долуцкого. И расцениваем этот факт как установление жесткого идеологического контроля над образованием.

Как оценивает сложившуюся ситуацию Игорь Долуцкий – автор учебника и учитель с 25-летним стажем?

– Члены секции ФЭС даже не задумывались о необходимости снятия грифа. Инициатива исходила от министра образования. Все происходящее – следствие общего наступления псевдонародной, державно-патриотической идеологии. Бдительные рецензенты в штатском постоянно критиковали мой учебник, а сейчас они перешли в атаку. Какие-то доброжелатели передали руководителям Министерства образования анонимные рецензии, в которых подробно перечисляются все недостатки моего учебника.

– Что конкретно послужило поводом для обвинений?
– «Бойцов невидимого фронта» главным образом раздражают те эпизоды, которые не укладываются в привычные стереотипы псевдопатриотов: о людоедстве в блокадном Ленинграде, о волне шовинизма и антисемитизма, которая поднялась после Отечественной войны.
Примечательно, что эпоха Хрущева, Горбачева и Ельцина, несмотря на критическое освещение, не вызвала никаких нареканий. Зато обнаружили криминал в последней главе, посвященной президентству Путина, в которой приведены цитаты представителей политической оппозиции.

– Откуда взялась нелепая версия о том, что членам экспертного совета был представлен один текст, а в свет якобы вышел другой, с большими изменениями?
– Ни я, ни издательство никого не обманывали и не вводили в заблуждение. Все те места, которые критикует министерство с подачи анонимных оппонентов, есть в моих учебниках прежних лет. Начиная с 1993 года учебник много раз переиздавался, в последний раз гриф был продлен 28 июня 2001 года. Все доработки вносились строго в соответствии с замечаниями экспертов. Более того: в заключении ФЭС отмечалось, что материал в учебнике подан тактично.

– А теперь те же самые факты оцениваются иначе.
– К сожалению, фраза Кагановича о том, что «на каждого частного автора у нас должна быть диктатура пролетариата», остается в силе. Хотя на самом деле исполнительная власть не имеет права вмешиваться в учебный процесс – это дело ученых, педагогов и методистов, детей, наконец. Поэтому пусть существует 10–15 учебников истории, выражающих разные точки зрения, при условии, если они соответствуют стандартам и не разжигают национальной розни, а учителя пусть сами выберут, что им интересно. И тогда станет ясно, на что школа хочет тратить деньги, полученные от налогоплательщиков, то есть от нас с вами.

– Как, по вашим прогнозам, будут развиваться дальнейшие события?
– Похоже, руководители министерства уже испугались того скандала, который они сами спровоцировали в России и за ее пределами. Может быть, они попытаются дезавуировать свое решение или найти какие-то пути для компромисса с издательством. Со мной никто таких контактов пока никто не искал.
Снятие грифа не означает автоматического изъятия учебника из школы. Закон обратной силы не имеет. Сейчас дети учатся по первой части учебника, описывающей период до Великой Отечественной войны. Что будет во втором полугодии, когда они перейдут к изучению второй части, вызывающей наибольшие споры, предсказывать не берусь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru