Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N29
 

Алексей МИТРОФАНОВ

Все о городе Смоленск

Смоленск – город западный. Через него проходят поезда, автомобили и автобусы, следующие в Белоруссию и дальше – вплоть до западных берегов пресловутой старушки Европы.
В этом плане Смоленску, можно сказать, повезло. Город привлекателен не только для отечественных путешественников, но и для зарубежных. И как следствие этого – сувенирные лавочки, уютные кафе, посещаемые, не одичавшие без посетителей музеи, вежливые таксисты, да и просто любезные люди на каждом шагу.
А может быть, Смоленску и не повезло. Близость к западным странам хороша только в мирное время. А когда наступает война, цивилизованные и улыбчивые европейцы превращаются в беспощадных, коварных, бездушных врагов. И ударяет эта неприятная метаморфоза в первую очередь не по Москве, а по Смоленску. Смутное время, нашествие Наполеона, Великая Отечественная война – для Смоленска это годы неописуемых кошмаров.
Но после что-то снова вдруг меняется, и бывшие враги вновь превращаются в носителей цивилизации и выгодных потребителей различных туристических услуг.
Все это выработало у жителей города особый, смоленский характер. Смолянин не побоится неожиданностей. Он ко всему готов. Его ничем не выбьешь из седла. Он не купится на сладкие слова, на щедрые посулы. Зато и неожиданной агрессией его обескуражить невозможно.
В большинстве же своем жители Смоленска – люди спокойные, доброжелательные, милые и мудрые. И если путешественник будет к ним относиться точно так же – мудро и спокойно, то о пребывании в Смоленске у него останутся лишь самые приятные воспоминания. Тем более что здесь немало любопытнейших музеев, уникальная крепостная стена, выстроенная легендарным Федором Конем, да и просто приятнейшая атмосфера старинного русского города.
Лишь бы, как говорится, не было войны.

КНИГИ 

“Ожерелье всея Руси”

Смоленск, 2002

“Огромный объем и срочность строительства потребовали от государства большого напряжения сил. В летописи отмечалось, что город Смоленск делали “всеми городами Московского государства. Камень возили со всех городов…” Известковый камень, шедший на облицовку нижнего пояса стены и на изготовление извести, а также бутовый камень, шедший на внутреннюю кладку и фундамент, доставляли из довольно отдаленных мест, так как вблизи Смоленска этих материалов не было. В Смоленске изготавливали лишь кирпич. Подсчитано, что на постройку стены только свай пошло 320 тысяч штук, 100 миллионов штук кирпича, миллион возов песку и т.д.
Наиболее дорогостоящие и трудоемкие работы (заготовка и подвозка строительных материалов) были превращены в государственные повинности. Для перевозки строительных материалов правительство мобилизовало крестьян с подводами даже с Московского уезда. Однако ставку правительство сделало на использование наемного труда и применило его при строительстве крепости в большом масштабе, что не было характерно для хозяйственной жизни того времени. Более того, для ускорения работ оно подняло поденную плату квалифицированным мастерам-каменщикам значительно выше обычного уровня – до 16 копеек в день”.
Скромная, недорогая книжица в мягкой обложке, изданная к 400-летнему юбилею смоленской крепости. Подробная история строительства, качественные иллюстрации и занятная старая схема древней крепостной стены.

…Все судьбы в единую слиты…

Смоленск: Маджента, 2003

“Главным рупором немецкой пропаганды в области стала газета “Новый путь” (первоначально “Смоленский вестник”), первый номер которой вышел 15 октября 1941 года. Бессменным редактором газеты был К.А.Долгоненков.
На страницах газеты публиковались сообщения из ставки фюрера, о событиях на фронте и статьи о преимуществах “нового порядка”, репортажи о жизни русских рабочих в Германии. Там же размещались распоряжения начальника города, а под рубрикой “Розыск” печатались объявления смолян о розыске родных.
В № 44 газеты от 7 июня 1942 года сообщалось о приезде в Смоленск из Берлина автовагона – выставки с экспонатами, фотографиями о жизни немецких рабочих и крестьян. Эта передвижная выставка останавливалась на улице Красного Креста возле немецкого военного госпиталя. В № 31 от 23 апреля 1942 года газета сообщала об отправке нескольких эшелонов смолян в возрасте от 17 до 40 лет на работу в Германию. В заметке указано, что 17 апреля выехали 386 человек, 21 апреля – 400 человек. Среди уезжающих было 5 ветеранов Первой мировой войны, два года отбывших в германском плену. Последний номер газеты “Новый путь” вышел 12 сентября 1943 года”.
Эта книга – уникальный сборник документов, посвященных годам оккупации Смоленска. Проиллюстрировано это издание соответствующим материалом – листовками, воззваниями и плакатами, разъясняющими жителям Смоленска преимущества новой, фашистской власти, а также фотографиями, отображающими зверства этих “благодетелей”.


МНЕНИЯ 

“Смоленск, епископский город, расположенный при реке Борисфене, имеет на более отдаленном берегу реки к востоку крепость, выстроенную из дуба, которая заключает в себе очень много домов наподобие города. Эта крепость там, где она простирается в направлении к холму (ибо с другой стороны она омывается Борисфеном), укреплена рвами и, сверх того, острыми кольями, которыми отражается набег врагов… Город расположен в долине, вокруг которой находятся плодоносные холмы, и окружен обширнейшими лесами, из которых в большом количестве добываются различные меха. Каменный храм в крепости посвящен Пресвятой Деве, другие же здания деревянные, в городских предместьях заметны многочисленные развалины монастырей, выстроенных из камня”.

С.ГЕРБЕРШТЕЙН, путешественник, 1557 год

“Отступая, немцы взорвали или сожгли много домов – среди них почти все здания, которые по праву считались украшением города: Дом Советов, Дом штаба Белорусского военного округа, Дом печати, Дом Красной Армии.
Но некоторые большие здания были подозрительно целехоньки, и саперы капитана Савченко отправились на опаснейшую охоту за минами. Василий Петраков и Иван Кузнецов нашли в подвалах домов и цехах льнокомбината больше двадцати авиационных бомб, каждая весом в четверть тонны. Фашисты не успели использовать эти бомбы по прямому назначению и снарядили их как мины затяжного действия. На перекрестке дорог, около Базарной площади, извлекли мину замедленного действия. Она должна была взорваться через 21 сутки, – может быть, в ту минуту на улице будут безмятежно играть дети”.

Е.ВОРОБЬЕВ, военный корреспондент, 1943 год

“Смоленск в своей суровой и печальной красе города – страдальца и воина, как будто постаревшего на сотни лет и снова из глубины веков несущего на себе это выражение суровости и печали, свидетельство пережитых испытаний. Ему действительно не в новинку и выгорать дотла, и быть опустошенным, стоя на этом исконном пути иноземных нашествий, устремлявшихся на Москву и Россию. Но все то уже смягчено было давностью, и для людей, живших в нем перед немецким нападением, он со своей Стеной не был только памятником, внушающим неизменно ощущение древнего времени, бывалых бедствий и славы. Он был просто городом, жилым домом, а не музеем. И тем внушительнее теперь его облик, как бы возвращающий нас ко временам польской осады или наполеоновского вторжения – событиям, запечатленным на камнях той же Стены, которая перестояла и немецкие бомбардировки.

А.ТВАРДОВСКИЙ, поэт, 1946 год


ЛЕТОПИСЬ 

863
882
1401
1404
1440
1514
1602
1611
1667
1679
1708
1719
1776
1812
1868
1870
1885
1901
1905
1912
1929
1937
1941
1943
1966
1985

– первое упоминание о городе Смоленске.
– Смоленск вошел в состав Киевской Руси.
– Смоленск выдержал двухмесячную осаду литовских войск.
– Смоленск вошел в состав Великого княжества Литовского.
– в городе произошло крупное восстание, известное как Великая замятня.
– Смоленск вошел в состав Московского государства.
– окончено строительство смоленской крепостной стены.
– Смоленск отходит к Польше.
– Смоленск вновь отходит к России.
– построен Успенский кафедральный собор.
– Смоленск становится губернским городом.
– Смоленск становится центром провинции Рижской губернии.
– Смоленск становится центром наместничества.
– Смоленск на несколько месяцев захвачен Наполеоновской армией.
– через Смоленск прошла Риго-Орловская железная дорога.
– через Смоленск прошла Московско-Брестская железная дорога.
– открыт памятник Глинке.
– вступил в действие смоленский трамвай.
– открыт музей “Русская старина”.
– в Смоленске проходят масштабные празднества в честь столетия победы над Наполеоном.
– Смоленск становится центром Западной области.
– Смоленск становится центром Смоленской области.
– Смоленск занят немецко-фашистскими войсками.
– Смоленск освобожден.
– Смоленск награжден орденом Великой Отечественной войны I степени.
– Смоленску присвоено звание “Город-герой”.



МУЗЕИ 

Художественная галерея

Улица Тенишевой, 7

Художественная галереяВ наши дни у этого музея два названия. Одно – современное, “Художественная галерея”. Это название значится на табличке у входа. Другое – историческое, “Смоленская старина”. Оно было выложено прямо в стене здания при его постройке.
В Смоленске немало весьма интересных музеев: Исторический, Музей скульптуры С.Коненкова, “Смоленский лен”, “Смоленщина в годы Великой Отечественной войны”, “Твардовский в Смоленске”, “Городская кузница” и даже “В мире сказки”. Этот же музей можно считать своего рода прародителем всех прочих экспозиций и хранилищ города. Он был основан в 1905 году Марией Тенишевой и так или иначе повлиял на формирование всего музейного пространства города.
Мария Клавдиевна Тенишева была уникальным человеком. Николай Константинович Рерих говорил, что она – “созидательница во всех своих проявлениях”. А старик Тургенев, разговаривая с Тенишевой, сокрушался:
– Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал.
Причины же к созданию музея были исключительно миссионерские. Тенишева писала: “За границей все воспето, все изучено, иллюстрировано, издано, нам же, русским, поучиться негде и не на чем. До сих пор в России, у которой нет ни художественных изданий, где целые периоды русского искусства не нашли своих историков, а произведения выдающихся представителей русского мастерства еще не изданы, – до сих пор находятся люди, издающие за громадные деньги давно прославленные иностранные шедевры… Что мне иностранные мадонны XIII века? Что мне мраморные капители? Что мне затейливые произведения Бенвенуто Челлини?”
Мария Клавдиевна создавала уникальную коллекцию российского искусства. Сначала в смоленском имении Талашкино, а с 1905 года и в самом Смоленске, в специально выстроенном для музея домике-теремке.
В 1911 году Тенишева, в лучших традициях русского меценатства, передала свою коллекцию в дар государству. В частности, Московскому археологическому институту. В честь этого события Мария Клавдиевна лично изготовила эмалированное блюдо с надписью: “Московскому археологическому институту. Придите, владейте, мудрые. Блюдите скрытню сию, и да будут вовеки сокровища во граде Смоленске на служение народу русскому. Блюдо сие построила трудами своими княгиня Мария Тенишева в лето 1911 года”.
А спустя год у Тенишевой начались довольно необычные проблемы. Она писала: “До устройства в городе Смоленске правительственной телефонной сети у меня существовало телефонное сообщение из города Смоленска с имением моим Талашкино, отстоящим от Смоленска в 18 верстах. С открытием же действия телефонной сети в 1894 году мною безвозмездно была отдана почтово-телеграфному ведомству телефонная линия и включенный в проводе телефонный аппарат”.
Суть же прошения сводилась к следующему: “Уменьшить плату, а именно поверстную с 15 рублей до 10, а абонентскую с 75 рублей до 60, так как абонент не есть коллектив, а для личного пользования и распоряжений, касающихся моих служащих… Разрешить в имении моем установить взамен второго казенного аппарата, за который взимается плата 50 рублей, собственный за плату 10 рублей и, кроме того, установить свою собственную подстанцию от 4 до 5 номеров”.
Ответ властей обескураживал: “Ввиду того, что никаких льгот в пользовании правительственными телефонными сетями ни для кого не допускается, Главное управление не может отступить для отдельных лиц от утвержденных условий пользования Смоленской сетью”.
Ни то, что речь, по сути, шла о бывшей собственности Тенишевой, ни об ее заслугах перед жителями города, да и России в целом, разумеется, никто не вспомнил.
А музей между тем все набирал популярность. В 1912 году, во время юбилейных торжеств в честь победы над Наполеоном, его посетил сам император Николай II. Это была очень трогательная церемония. Одна из ее участниц сообщала дядюшке: “Я не могу удержаться от порыва поделиться с тобой тем, что пережила сегодня… Сегодня день для меня такой, что уста немеют, сердце замирает от восторга, а в голове одна мысль – сон это или наяву?.. Сегодня я увидела близко-близко всю царскую семью, я пожала милостиво мне протянутую руку моего Государя, и его чудные глаза приветливо улыбнулись… Что это была за минута, когда они вошли в музей”.
Естественно, что статус “Русской старины” от посещения императора вырос невероятно.
КСТАТИ, жилой дом Тенишевой располагался рядом с “Русской стариной”, а его второй этаж Тенишева отдала Институту искусств.



ИНТЕРНЕТ 

http://admin.smolensk.ru/history/encyclop/person.htm

“ХМЕЛЬНИЦКИЙ Николай Иванович (1.VIII.1789, Петербург – 3.IХ.1846, Петербург), потомок гетмана Украины Богдана Хмельницкого, известный драматург. Родился в семье доктора философии (Кенигсбергский университет). Служил в министерствах иностранных дел, юстиции, внутренних дел. С 1812 г. – адъютант начальника Петербургского ополчения, участвовал в заграничном походе 1813–1814 гг. В конце 10-х – начале 20-х гг. – правитель канцелярии военного губернатора Петербурга М.А.Милорадовича. С февраля 1829 по июль 1837 г. – смоленский губернатор. На этом посту Х. проявил большую заботу о развитии хозяйства и культуры Смоленска и губернии, благоустройстве губернского центра; в 1830 г. разбил городской сад Блонье на месте прежнего плац-парадного участка; в 1831 г. открыл публичную библиотеку, устроил в 1834 г. выставку мануфактурных и ремесленных изделий – первую губернскую выставку в России. Под его руководством были составлены статистические описания городов и нескольких уездов Смоленской губернии и агрономическая карта губернии. Началось строительство шоссе Смоленск – Москва. Сооружена церковь Благовещения под Молоховскими воротами в крепостной стене. Начатое по инициативе Х. строительство обходилось дорого, сопровождалось хищениями, казнокрадством, взяточничеством. Х. был обвинен в попустительстве казнокрадам. Указом Николая I от 6 июля 1837 г. Х. был переведен в Архангельск. В начале 1838 г. заключен в Петропавловскую крепость (освобожден по личному указанию Николая I). По словам биографа Х. Н.А.Добротворского, за сравнительно короткий срок своего губернаторства Х. “сделал для г. Смоленска и губернии чуть ли не больше, чем каждый из остальных губернаторов, состоявших в этой должности иногда по 10–15 лет”.
Перу Х. принадлежат юмористические стихи и проза, исторические пьесы, переводы и переделки произведений французских драматургов (Мольера, Реньяра, Детуша и др.), но особой популярностью современников пользовались его светские развлекательные комедии. Драматургия Х. 1810–20-х гг. принадлежит к кругу литературных явлений, создавших почву для появления комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”. Одно время Х. сотрудничал с Грибоедовым и Шаховским, совместно они работали над комедией “Своя семья, или Замужняя невеста” (1817 г.). В пьесах Х. “Говорун”, “Воздушные замки”, “Светский случай”, “Нерешительный, или Семь пятниц на неделе” занимательность фабулы сочетается с тонкостью наблюдений нравописателя, меткостью характеристик персонажей. Главные достоинства комедий Х. – афористичность языка, живость диалога, выразительность стиха, передающего непринужденность интонаций разговорной речи. Важен вклад Х. в развитие русского водевиля первой трети ХIХ в. Водевили “Карантин”, “Бабушкины попугаи”, “Актеры между собою”, “Нет худа без добра”, “Новая шалость” и другие завоевали автору успех и известность у зрителя. Лестно отзывался о драматургии Х. А.С.Пушкин. Отдельные удачные детали и сюжетные положения заимствовали в пьесах Х., развивали, обыгрывали в своих произведениях Грибоедов, Пушкин, Гоголь”.
Фундаментальная энциклопедия, собравшая биографии видных людей как Смоленска, так и всего региона.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru