Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ПРАВО 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Со своим уставом в государственный механизм...

Почему утвердить нестандартный школьный устав для директора школы не только трудно, но и опасно?

Устраиваясь на работу, знаем ли мы точно, что указано в договоре о найме? Чаще всего мы полагаемся на слова работодателя: «Ну вот, зарплата у вас будет такая-то, приступайте к работе». Почему-то бывает неловко, неудобно подвергать сомнению чужие слова, настойчиво проверять бумаги при человеке, который по должности должен быть с ними хорошо знаком. Нет у нас привычки въедливо вчитываться в «бумаги». Мы ведь не зануды.
А потом учитель удивляется, что его, например, через год просят уйти из школы. В договоре указано, что он принимался на один год. Трагедии могло не быть, если бы договор до подписания был прочитан.
Почти то же самое происходит и с документами, регулирующими работу школ, их взаимоотношения с учредителем.
Оказалось, что сегодня, когда каждая школа стала юридическим лицом, когда можно, взяв типовой устав за основу, разработать свой собственный, отражающий особенности данной школы или детского сада, получить больше возможностей для самофинансирования и педагогического поиска, более 90% школ не используют эту возможность. Уставы похожи друг на друга, как братья-близнецы: они просто переписаны с типового варианта, предложенного управлением образования.
Наш анализ показал, что смысл в разработке собственных уставов, безусловно, есть. Те директора, которые сумели это сделать, убеждены: работа была сделана не зря. Школы смогли получить большую финансовую самостоятельность, защитить свои особенности при смене администрации.
Александр Либерман, директор Центра образования «Прогимназия-лицей гувернерского типа обучения» в Набережных Челнах, рассказал:
– Как минимум дважды после принятия устава мы сумели защитить свои права. Первый случай произошел, когда в нашем городе сменился заведующий городским отделом образования. Он стал вводить свои, новые правила и довольно жестко расправляться с неугодными ему директорами. Всего за один год его работы были уволены пять или шесть директоров в нашем городе. В число неугодных попал и я, однако уволить меня не удалось. В нашем уставе отмечено, что директор выбирается трудовым коллективом и согласовывается с учредителем. Поэтому никакой отставки директора по воле властей быть не может.
Второй раз устав помог разрешить конфликт с родителями наших учеников. В уставе отмечено, что школа работает в экспериментальном режиме по системе Эльконина – Давыдова. Часть родителей потребовали вести обучение по другой программе. Их жалобы и претензии, направленные в вышестоящие инстанции, не привели к конфликту: устав есть устав.
Для Александра Галицких, директора Вятской гуманитарной гимназии, основным преимуществом устава его школы является возможность получения финансовой независимости. Несколько раз хорошо разработанный устав и приложения к нему помогали решать спорные вопросы с учредителем. На взгляд директора гимназии, сегодня устав нужно дорабатывать, однако Александр Александрович пока не спешит этим заняться. Почему?
– Знаю, что закон на нашей стороне, но как-то боязно: а вдруг вместо того, чтобы разрешить внести новые пункты, нас лишат тех прав, которые мы уже имеем? Надеюсь, что этого не произойдет, но прежде чем мы пойдем на этот шаг, нужно все тщательно продумать. Что мы, собственно говоря, и делаем сегодня.
Опасения, на наш взгляд, не напрасны. Есть вполне объективные причины, мешающие школам разрабатывать и утверждать собственные, а не типовые уставы. Практически невозможно получить необходимую юридическую помощь и консультацию. Устав должен быть не только хорошо продуман, но и написан юридически грамотным языком, иначе он не будет утвержден учредителем. Есть две возможности получить юридическую помощь: нанять юриста или обратиться в соответствующую службу в управлении образования. Но обе возможности лишь теоретические, потому что у школ нет денег для того, чтобы нанять независимого консультанта (впрочем, специалистов такого профиля в России единицы), а юристы, работающие при отделах образования, блюдут интересы своего работодателя: стремятся убрать из уставов те пункты, которые могут ограничить влияние органов управления образованием на школу. В результате у директоров школ есть лишь один выход: самим досконально вникать в сущность законов и подзаконных актов, самим писать устав и делать его легитимным, самим доказывать правомерность внесения каждого добавления или исправления по принципу «все, что не запрещено, то разрешено законом». Задача сложная, требующая не только огромного терпения, но и спокойствия, а иногда юмора и артистизма. Михаил Буров, директор одной из инновационных школ Нижнего Новгорода, прошедший всю процедуру утверждения устава с блеском, рассказывал об этом так:
– Это было как театральное действо! Юристы городского отдела управления образования строчку за строчкой подчеркивали практически весь текст и яростно доказывала, что такого не должно быть в уставе. Я же, как на соревнованиях по теннису, перекидывал им «мяч» со словами: «А почему? Где пункт закона, говорящий, что этого быть не может?!» Они снова и снова открывали закон, искали, потом я говорил: «А все, что не запрещено законом, как известно, разрешено». В какой-то момент этой игры я начинал их успокаивать, шутить, что, мол, жизнь так устроена. Это разряжало обстановку, иначе их недовольство могло бы перерасти в агрессию, а это уже была бы совсем другая история. Мы смогли разойтись полюбовно: устав был принят в форме, нужной мне, и я не поругался с учредителем.
Михаил Горемыкин, директор московской школы № 1720, уверен:
– Современный директор школы – это в первую очередь хороший менеджер, он должен хорошо разбираться в тонкостях закона.
Механизм утверждения уставов в законе не описан, указано лишь, что это обязанность учредителя. В некоторых отделах управления образования директора заставляют согласовывать устав с другими инстанциями: СЭС, пожарниками и так далее. В результате еще на старте директора решают, что заниматься всерьез этим делом чересчур хлопотно и неперспективно. У директора и кроме документов есть еще множество других обязанностей, например обязанность работать с детьми: они могут вообще перестать учиться, пока руководство школы будет бегать по инстанциям.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru