Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Как я училась на курсах интернет-образования

Первый день на курсах подарил множество приятных сюрпризов: каждому дали персональный бейджик с именем, стопку красивых и дельных учебников, талоны на бесплатные обеды, рабочий стол с компьютером в безраздельное пользование на все время обучения. Странно, что одна группа в потоке недоукомплектована. Мне казалось, что сюда очередь должна выстраиваться.
Группы сформированы по степени знакомства с компьютером, а не по предметам, поэтому слева от меня, словесника, учитель английского, напротив – физик и биолог, справа – два психолога и преподаватель изобразительного искусства. Возраст – от 20 до 60. Сначала это смущало: у нас разный опыт, разные методики, профессиональные проблемы. Если невозможно углубиться в предметные тонкости, придется разговаривать на общедоступном языке. Выяснилось, что дети, они и на физике дети, и работаем мы с ними, а не с формулами и правилами.
Компьютер – передовая технология, и метод обучения тоже передовой – проектный. Минимум умных слов, длинных лекций, технических подробностей. Почти все время занимает самостоятельная работа над собственной темой. Конечно, преподаватель рядом, подходит, помогает, каждому по пять раз терпеливо показывает одно и то же. Ничего не поделаешь. Пока сам сто раз не ошибешься – не научишься.
К концу обучения мы должны подготовить и представить методический пакет по выбранной теме: дидактические карточки (программа Word или Exel); буклет (программа Publisher) – причем от лица ученика, чтобы понять, с какими трудностями сталкивается ребенок; презентацию (Power Point) и интернет-сайт. Содержание работы учителю-профессионалу легко придумать, а вот подобрать фон, рамочку, найти фотографии, создать анимационные эффекты – на это уходит львиная доля времени. Оказывается, в каждом из нас живет маленький ребенок, который часами может рисовать, раскрашивать, разглядывать картинки и наслаждаться полученным эффектом.
Студенты получают доступ к курсовым работам предыдущих потоков. Это просто клад! Все предметы, все классы. Авторы – педагоги со всей России. Множество интересных методических разработок, полезной информации. Важно, что при этом узнаешь адреса “умных” сайтов. В море Интернета у тебя появляются какие-то ориентиры, любимые уголки, куда еще не раз вернешься ради подготовки к уроку и ради собственного совершенствования. Часть работ презентируют отдельные учебные заведения или самих авторов. Шанс найти единомышленников.
Просмотрев десятки работ, начинаю понимать все отчетливее: компьютер сам по себе ничего не может. Если запихнуть в него скучный учебник, никому не станет интересней или понятней учиться, даже если рядом с текстом параграфа нарисовать смешного мышонка. Стандартную контрольную, конечно, легче проверить в электронном виде. Можно даже заложить в программу возможность самопроверки. Но содержание курса, методика, умение сделать знание личностно-значимым – это искусство педагога. И слишком часто вместо индивидуализации образования компьютер используют в целях максимальной стандартизации процесса.
Вообще, по-моему, главный смысл курсов для учителя – побыть в шкуре ученика. Почувствовать, как нелегко по 5–6 часов сидеть за партой, приспосабливаться к разным преподавателям, добродушным и требовательным, интересным и не очень. Делать (или не делать) домашние задания, прогуливать или высиживать полуторачасовые лекции на общие темы, листая журнальчик под столом. Мы готовим зачетную работу, выслушиваем замечания, сдержанные или восторженные оценки. После этого невозможно вернуться в класс прежним, вести уроки, не видя сидящих перед тобой детей.
Далеко не все из моих однокурсников сейчас активно применяют полученные знания. Не в каждой школе есть соответствующие условия. Но о потраченном времени никто не жалеет. Мы стали лучше понимать своих детей, хотя бы на языковом уровне – компьютерные словечки вошли и в наш лексикон. Мы открыли в себе новые возможности, почувствовали себя современнее, образованнее.
Два человека из группы теперь сами учат коллег азам компьютерной грамотности. А еще трое подыскивают новое место работы – попрестижнее, подоходнее, поспокойнее. Знание компьютера везде требуется.

Людмила БОРИСОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru