КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Чтобы мальчишки сбегали с уроков
Так оценивал Алексей Баталов успех
своих ролей. Сегодня ему 75
Он явился в кинематографическое
пространство на сломе эпох, когда в обществе
возникла взыскующая потребность в осмыслении
простых и вечных истин, скорее даже простых, –
ведь на самом деле они всегда оказываются самыми
сложными. Можно сказать, что актер первым из
послевоенного поколения поднялся вровень с
признанными мастерами. Причем сразу, без разбега
и ученичества. Его востребованность была
невероятно высока, премьеры следовали одна за
другой. Он, конечно, был не единственным из плеяды
новых актеров, кому удавалось найти собственный
контакт со зрителем. И в то же время единственным
в своем роде. Не кинематографический красавец, не
“мачо”, как сейчас говорят, скорее стремящийся
затеряться в толпе и стушеваться. Но
одновременно герой, через мягкость которого
неостановимо проступают сила воли и верность
самому себе. Он нашел интонацию перевоплощения,
когда одинаково убедительно мог сыграть простых
рабочих парней (“Большая семья”, “Дело
Румянцева”) и классические роли (“Дама с
собачкой”, “Живой труп”), передать энергию
человеческого деяния на благо других и в
отречении самого себя (“Дорогой мой человек”,
“Девять дней одного года”).
Вообще мотив отречения – пожалуй, наиважнейший в
ролях Алексея Баталова. Ибо ему удалось постичь
неуловимую грань между сущим и видимым, мыслью и
деянием. В способах актерского перевоплощения
способность оправдать поступок своего героя
считается наиважнейшей. Это выглядит
убедительно, но, согласитесь, все же игра. В игре
Баталова прежде всего отсутствует игра как
таковая. Он входит в своего персонажа, как будто
бы всегда только им и был. И не отрекаясь от себя
самого, живет его жизнью, заставляя забыть
предыдущие роли.
Самый знаменитый фильм пятидесятых – “Летят
журавли”, каннский лауреат, открывший миру
Татьяну Самойлову. У Баталова здесь тоже главная
роль, но не по метражу, а по долготе незримого
присутствия его героя в сюжете, где ему уготована
функция отражения всех жизненных коллизий
высокой трагедии. Трагедии женской любви, где
перемешались цепь случайностей и неумолимая
жестокость войны, невольное предательство и
раскаяние, не приносящее катарсиса. Короткий миг
счастья остался в прошлом. И его дано сохранить в
душе навсегда тем образом любимого, каким его
создает на экране Алексей Баталов. Вспомните
сцену проводов на фронт, когда Вероника не
успевает проститься с Бороздиным, и он шагает в
строю призывников. Только глаза, только
неотвратимость расставания, а сколько
взрывчатой энергии выражено в этом прощальном
марше навстречу судьбе. А сцена на лестнице,
последнее видение героя перед тем, как упасть в
сырую землю на фоне завертевшихся берез?! Это
абсолютный апофеоз счастья, сцена для нас,
зрителей, когда звон бокалов, брызги шампанского,
развевающаяся фата, черный костюм жениха – все
вместе становится реквиемом по несбывшемуся.
О его Гоше из фильма “Москва слезам не верит”
спорят до сих пор, поскольку картина бесконечно
крутится по телевидению, обретая все новых и
новых почитателей. Кто он, этот “работяга”,
умеющий по-простому напиться, по-простому дать в
морду, по-простому и навсегда влюбиться? Заранее
заданная схема, лакированный персонаж или
все-таки верно угаданный тип нового героя?
Критики, более придирчивые, и зрители, более
искренние, разошлись в оценках. И тут важно
отметить одну особенность зрительских симпатий:
абсолютное доверие публики к той игре в
реальность, которая предлагалась. Сказочная
структура зрелища, превращенная в быт,
завораживала таинством сговора между актером и
зрителем. Актер доносил до тебя то, чего не
хватало тебе самому, он был на экране не
персонажем, не образом, не действующим лицом, а
воплощением героя. Героя в прямом смысле этого
слова – как объекта подражания. А уж о женской
аудитории и говорить нечего – она была сражена
просто наповал.
Полвека на виду, полвека в когорте самых любимых
и востребованных артистов – это многого стоит.
Конечно, были и проходные роли, случались и
неудачи, Баталов их не стесняется, он судит себя
по самому высшему счету, не обманываясь в
самооценке. Он не знает, что такое “звездная
болезнь”, ибо всегда был строг к себе. Никогда не
запятнал себя участием в сомнительных акциях или
разборках, всегда ровен, одновременно оставаясь
мягким в общении с людьми и твердым в отстаивании
своих убеждений. Если попытаться представить
себе эталон интеллигентного человека и
интеллигентного артиста, то лучшего примера, чем
феномен Баталова, не найти.
Когда-то был романтиком. Как-то на премьере
фильма со своим участием в кинотеатре “Ударник”
сказал, что считал бы свою работу успешной, если
бы в зале сидели мальчишки, специально ради этой
премьеры сбежавшие с уроков. Сегодня сам дает
урок, длящийся вот уже двадцать лет. Баталов
заведует кафедрой актерского мастерства во
ВГИКе, и попасть в мастерскую профессора
считается высшей честью. Он умеет не только
творить искусство, но вместе со студентами, в том
числе и для себя самого, постигает его тайны. И
потому ставит свою преподавательскую
деятельность на первое место в ряду всех
сегодняшних и завтрашних забот.
От возраста отмахивается, только удивляется, как
быстро летит время.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|