Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ОБРАЗ 

Александр АВДЕЕНКО

Чтобы мальчишки сбегали с уроков

Так оценивал Алексей Баталов успех своих ролей. Сегодня ему 75

Алексей Баталов

Он явился в кинематографическое пространство на сломе эпох, когда в обществе возникла взыскующая потребность в осмыслении простых и вечных истин, скорее даже простых, – ведь на самом деле они всегда оказываются самыми сложными. Можно сказать, что актер первым из послевоенного поколения поднялся вровень с признанными мастерами. Причем сразу, без разбега и ученичества. Его востребованность была невероятно высока, премьеры следовали одна за другой. Он, конечно, был не единственным из плеяды новых актеров, кому удавалось найти собственный контакт со зрителем. И в то же время единственным в своем роде. Не кинематографический красавец, не “мачо”, как сейчас говорят, скорее стремящийся затеряться в толпе и стушеваться. Но одновременно герой, через мягкость которого неостановимо проступают сила воли и верность самому себе. Он нашел интонацию перевоплощения, когда одинаково убедительно мог сыграть простых рабочих парней (“Большая семья”, “Дело Румянцева”) и классические роли (“Дама с собачкой”, “Живой труп”), передать энергию человеческого деяния на благо других и в отречении самого себя (“Дорогой мой человек”, “Девять дней одного года”).
Вообще мотив отречения – пожалуй, наиважнейший в ролях Алексея Баталова. Ибо ему удалось постичь неуловимую грань между сущим и видимым, мыслью и деянием. В способах актерского перевоплощения способность оправдать поступок своего героя считается наиважнейшей. Это выглядит убедительно, но, согласитесь, все же игра. В игре Баталова прежде всего отсутствует игра как таковая. Он входит в своего персонажа, как будто бы всегда только им и был. И не отрекаясь от себя самого, живет его жизнью, заставляя забыть предыдущие роли.
Самый знаменитый фильм пятидесятых – “Летят журавли”, каннский лауреат, открывший миру Татьяну Самойлову. У Баталова здесь тоже главная роль, но не по метражу, а по долготе незримого присутствия его героя в сюжете, где ему уготована функция отражения всех жизненных коллизий высокой трагедии. Трагедии женской любви, где перемешались цепь случайностей и неумолимая жестокость войны, невольное предательство и раскаяние, не приносящее катарсиса. Короткий миг счастья остался в прошлом. И его дано сохранить в душе навсегда тем образом любимого, каким его создает на экране Алексей Баталов. Вспомните сцену проводов на фронт, когда Вероника не успевает проститься с Бороздиным, и он шагает в строю призывников. Только глаза, только неотвратимость расставания, а сколько взрывчатой энергии выражено в этом прощальном марше навстречу судьбе. А сцена на лестнице, последнее видение героя перед тем, как упасть в сырую землю на фоне завертевшихся берез?! Это абсолютный апофеоз счастья, сцена для нас, зрителей, когда звон бокалов, брызги шампанского, развевающаяся фата, черный костюм жениха – все вместе становится реквиемом по несбывшемуся.
О его Гоше из фильма “Москва слезам не верит” спорят до сих пор, поскольку картина бесконечно крутится по телевидению, обретая все новых и новых почитателей. Кто он, этот “работяга”, умеющий по-простому напиться, по-простому дать в морду, по-простому и навсегда влюбиться? Заранее заданная схема, лакированный персонаж или все-таки верно угаданный тип нового героя? Критики, более придирчивые, и зрители, более искренние, разошлись в оценках. И тут важно отметить одну особенность зрительских симпатий: абсолютное доверие публики к той игре в реальность, которая предлагалась. Сказочная структура зрелища, превращенная в быт, завораживала таинством сговора между актером и зрителем. Актер доносил до тебя то, чего не хватало тебе самому, он был на экране не персонажем, не образом, не действующим лицом, а воплощением героя. Героя в прямом смысле этого слова – как объекта подражания. А уж о женской аудитории и говорить нечего – она была сражена просто наповал.
Полвека на виду, полвека в когорте самых любимых и востребованных артистов – это многого стоит. Конечно, были и проходные роли, случались и неудачи, Баталов их не стесняется, он судит себя по самому высшему счету, не обманываясь в самооценке. Он не знает, что такое “звездная болезнь”, ибо всегда был строг к себе. Никогда не запятнал себя участием в сомнительных акциях или разборках, всегда ровен, одновременно оставаясь мягким в общении с людьми и твердым в отстаивании своих убеждений. Если попытаться представить себе эталон интеллигентного человека и интеллигентного артиста, то лучшего примера, чем феномен Баталова, не найти.
Когда-то был романтиком. Как-то на премьере фильма со своим участием в кинотеатре “Ударник” сказал, что считал бы свою работу успешной, если бы в зале сидели мальчишки, специально ради этой премьеры сбежавшие с уроков. Сегодня сам дает урок, длящийся вот уже двадцать лет. Баталов заведует кафедрой актерского мастерства во ВГИКе, и попасть в мастерскую профессора считается высшей честью. Он умеет не только творить искусство, но вместе со студентами, в том числе и для себя самого, постигает его тайны. И потому ставит свою преподавательскую деятельность на первое место в ряду всех сегодняшних и завтрашних забот.
От возраста отмахивается, только удивляется, как быстро летит время.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru