Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Мела мало!

Об итогах одного педагогического эксперимента

«Меловая» физика, как другие способы преподавания физики, не соответствующие экспериментальному методу познания природы, стали наступать на нашу школу лет 10–12 назад. В тот период уровень обеспеченности оборудованием школьных кабинетов опустился ниже 20% от необходимого; практически прекратила работать промышленность, выпускавшая учебное оборудование; из смет школ исчезла так называемая защищенная статья бюджета «на оборудование», которая могла расходоваться только по своему прямому назначению.
Когда критическая ситуация была осознана, в Федеральную программу «Учебная техника» была включена подпрограмма «Кабинет физики». Головная организация по ее реализации – Российское научно-производственное объединение «Росучприбор».
Специалистами ИОСО РАО, РНПО «Росучприбор» были разработаны «Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы» по всем предметам, в том числе и по физике. Перечни утверждены в МО РФ и выпущены издательством «Педагогика» в 2003 г.
В рамках выполнения программы восстановлено производство классического оборудования, разработано современное, в том числе с использованием последних информационных и компьютерных технологий.
Наиболее радикальные изменения произошли в оборудовании для фронтальных работ, разработаны и выпускаются массовым тиражом тематические комплекты оборудования по механике, молекулярной физике и термодинамике, электродинамике, оптике.
Изменились роль и место самостоятельного эксперимента в концепции физического образования: эксперимент является не только средством формирования практических умений, он становится способом освоения метода познания.
Отмеченные тенденции показывают, что созданы предпосылки для включения в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по физике заданий с лабораторным оборудованием. Присутствие таких заданий в ЕГЭ окажет огромное воздействие на органы управления на местах, позволит использовать внутренние финансовые ресурсы регионов, что поможет федеральному бюджету; эксперимент окажется востребованным.
Однако практическая реализация этой продуктивной идеи требует опытной апробации, так как возникает большое число не только технологических, но и научно-методических вопросов. Некоторые из них: сколько времени ученики будут тратить на выполнение заданий; как предъявить им оборудование; каковы способы проверки и оценки выполнения заданий; где в работе должно располагаться экспериментальное задание; как конструировать задания, принципы их отбора, комплекты оборудования для ЕГЭ и т.д. Для ответа на поставленные вопросы в 2003 г. был проведен специальный педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент проведен предметной комиссией по физике ЕГЭ-2003 (председатель комиссии Фадеева А.А.), Центром педагогических измерений Московского института открытого образования (руководитель центра Татур А.О.), лабораторией физического образования (зав. лабораторией Орлов В.А.) ИОСО РАО (директор Дик Ю.И.) и РНПО «Росучприбор» (ген. директор Песоцкий Ю.С.).
Специальный комплект «ЕГЭ-лаборатория» был разработан в подмосковном филиале РНПО «Росучприбор» (директор Поваляев О.А.) на базе фронтальных наборов, выпускаемых подмосковным филиалом.
Четыре комплекта «ЕГЭ-лаборатория» в составе 80 наборов предоставлены Подмосковным филиалом в школы, участвовавшие в педагогическом эксперименте.
Эксперимент проведен в школе №1936 г. Москвы (директор Андриянова О.Г.) и в муниципальных образовательных учреждениях Раменского района Московской области (председатель комитета по образованию Желтухина Н.Н.): школа №32 пос. Родники (директор Фомченкова А.В.), Удельнинская гимназия (директор Хорошилова М.М.) и Раменская гимназия (директор Макарова О.Г.).
В педагогическом эксперименте участвовали учителя физики: Бухарова Т.В., Воскобойникова Н.И., Зотова Е.М., Корешкова Е.Ф., Петрова Е.Г., Селюкова Н.В., Шулежко А.Т., Шулежко Е.М., Шунько Т.И.

Каковы главные результаты педагогического эксперимента?

1. Разработаны подходы к выделению из системы «Требований к уровню подготовки выпускников» знаний и умений, для проверки освоения которыми эффективны экспериментальные задания; определены способы конструирования таких типов экспериментальных заданий, как: проверка гипотез; исследования; измерения величин, параметров характеристик; экспериментальные задачи.
2. Разработан и апробирован комплект «ЕГЭ-лаборатория», определены направления его совершенствования и значительного уменьшения стоимости рабочего места. Производственная база РНПО «Росучприбор» позволяет выпустить необходимое количество комплектов оборудования для ЕГЭ по физике.
3. В условиях дефицита оборудования учителя физики делают все возможное для выполнения лабораторных работ. Поэтому у учащихся на уровне, близком к 50%, сформированы такие общеучебные умения, как подбор оборудования в соответствии с целью задания, выполнение задания без подробной инструкции, самостоятельность в работе и др.
Учащиеся уверенно работают с необычным для них оборудованием, таким, как электронный секундомер, манометр, амперметр с ценой деления 0,02 А и др.
4. Подтвердился и ожидаемый нами экономический эффект включения экспериментального задания в итоговую работу. В ходе эксперимента было проведено обследование уровня обеспеченности лабораторным оборудованием всех 50 школ Раменского района. Оказалось, что в среднем он составляет 55% от нормы. По результатам обследования комитет по образованию администрации Раменского района разрабатывает районную программу по обновлению материальной базы кабинетов физики.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать общий вывод о целесообразности проведения более широкого педагогического эксперимента по комплексному моделированию ЕГЭ по физике, в КИМах которого используются задания с лабораторным оборудованием. Предметная комиссия ЕГЭ по физике убеждена, что ЕГЭ может оказать решающее влияние на восстановление высокого отечественного уровня использования физического эксперимента в преподавании физики.

Геннадий НИКИФОРОВ,
ведущий научный сотрудник ИОСО РАО, кандидат педагогических наук,
член Федеральной предметной комиссии по физике ЕГЭ-2003,
руководитель педагогического эксперимента

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru