Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

В “шкуре” выпускника

В октябре Министерство образования провело Всероссийское совещание и коллегию, посвященные подведению итогов ЕГЭ-2003 и определению задач на ближайший период. Центральной темой стало обсуждение качества КИМов. В качестве пиар-акции Министерство образования провело ЕГЭ по русскому языку для присутствующих на заседании журналистов.

Заседания прошли в торжественной обстановке. Апогеем славословий в адрес единого стало выступление ректора Алтайского гос-
университета Владимира Евстигнеева, который сказал, что ЕГЭ такое же масштабное событие в жизни страны, как, например, приватизация. Оратор говорил совершенно серьезно и хотел как лучше, но получилось как всегда. В общем, от великого до смешного один шаг. Руководители министерства давали более сдержанные оценки шумной инновации. Так, в своем докладе первый замминистра Виктор Болотов, отвечая на вопрос, можно ли считать эксперимент по введению ЕГЭ успешным, сказал: “Мы сработали на четыре с минусом”.
А Владимир Филиппов, выступая на пресс-конференции, даже заявил о том, что у него нет полной уверенности в том, что в 2005 г. возможен будет перевод ЕГЭ из экспериментального режима в штатный.
И это несмотря на то что заявки на участие в эксперименте подали 63 региона, включая 47 пилотных территорий нынешнего года, и количество выпускников в следующем году возрастет до 900 тыс., что на 200 тыс. больше по сравнению с текущим годом.

Центральной темой обсуждения на совещании стали КИМы, над количеством и качеством которых предстоит большая работа. В ближайшие год-два необходимо создать по 10 тысяч заданий по каждому предмету, и тогда хотя бы треть из них можно будет опубликовать в Интернете. По мнению министра, это позволит пресечь поток фальсификаций, который захлестнул страну в этом году.
По мнению ректоров вузов, выступавших на совещании, структуру и содержание КИМов надо периодически обновлять, иначе выпускников будут натаскивать на определенные алгоритмы выполнения, и число 100-балльников резко возрастет. По свидетельству заведующей Центром оценки качества образования ИОСО РАО Галины Ковалевой, сегодня среди разработчиков и экспертов КИМов – 42% учителей и 58% вузовских преподавателей. Но даже специалистам не всегда удается точно оценить реальный уровень сложности задания. Проскальзывают и ошибки. И некорректные формулировки вопросов, особенно в части С. Тем не менее надежность КИМов оценивается на 0,8–0,9 процента по отношению к единице.
Галина Ковалева особо подчеркнула тот факт, что в КИМы включаются задания практико-ориентированного типа, наподобие тех, которые применялись в международном исследовании PISA.
Неясной остается ситуация с литературой – оставят ли ее в форме теста или традиционного сочинения. Предложение объединить литературу с русским языком поддержки у педагогической общественности не нашло. Впрочем, как заметил В.Филиппов, литература – это политический вопрос, который будет решаться на правительственном уровне.
Для создания качественных КИМов нужны кадры тестологов, интерпретаторов результатов ЕГЭ и т.д. Пока их готовят только в Томском политехническом институте и РУДН, но планируется открыть соответствующие кафедры в других регионах. Министр обратился к вузам с призывом принять активное участие в разработке КИМов на договорной основе.

Одним из центральных событий мероприятия стал эксперимент над журналистами, которым предложили принять участие в ЕГЭ по русскому языку. И тут необходимо перейти на рассказ от первого лица – для передачи всей гаммы чувств и мыслей, обуревающих человека, впервые попавшего на ЕГЭ в самом неприятном качестве – в качестве экзаменуемого.
Итак, нас собрали в зале коллегий и раздали каждому по три розовых бланка – один для регистрации, два – для ответов на вопросы, а также список заданий и черновик. За отведенный нам час мы должны были ответить на 33 вопроса части А и 7 вопросов части В.
Начался “экзамен” с заполнения регистрационной части: код региона, название и код предмета, паспортные данные и т.д. Проделать это пришлось три раза – в соответствии с количеством бланков. Все происходило под контролем сотрудницы Центра тестирования, которая потратила немало времени на разъяснения.
После этого началось собственно то, ради чего мы и пришли: проверка знаний великого и могучего. Правда, атмосфера, царившая в аудитории, ни в коей мере не отражала той, которая должна быть в пункте проведения эксперимента: все сидели за одним столом, шумно переговаривались, смеялись, обменивались мнениями и попутно давали интервью разным каналам.
Но все-таки бланки и вопросы были подлинными, всамделишными и позволяли побывать в “шкуре” выпускника. Вот лишь некоторые примеры заданий: в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст? В каком предложении есть краткое прилагательное? В каком ряду на месте пропуска пишется бука Е (или Ь, или НН и т.д.)? На каждый вопрос дается по 4 варианта ответов.

Вопросы нацелены на проверку знаний из разных разделов русского языка: орфографии, фонетики, стилистики, синтаксиса и т.д., но основная часть вопросов, конечно, касалась правописания слов и знаков препинания в предложении. Одно задание проверяло знание алфавита, что особенно развеселило представителей четвертой власти.
Часть С – сочинение-рассуждение по тексту – мы уже не писали за неимением времени. Но впечатления от выполнения части А и В у меня лично не самые лучшие: скучно, однообразно, на середине все хочется бросить и уйти.
Формулировка одного из вопросов показалась мне некорректной, поскольку предполагала несколько ответов вместо одного. Привожу пример: “Какое из перечисленных слов имеет значение “очень важный для настоящего момента, насущный”? Из четырех вариантов: “капитальный”, “принципиальный”, “актуальный”, “судьбоносный” – три последних можно считать подходящими.
Но больше всего меня напрягали не сами вопросы (они нетрудные), а бланки, расчерченные на очень мелкие клеточки, в которые надо было вписывать крестики. Кстати, очень напоминает кроссворды. Для людей с нарушениями зрения такая форма не годится: из-за постоянного напряжения глаза быстро устают, клеточки и крестики начинают двоиться и расплываться, резко возрастает угроза механических ошибок (не в ту графу поставил крестик). Зачеркнуть написанное нельзя. Исправления заносятся в специальную графу “отмена решения”.
В общем, эта форма проверки знаний технологична, удобна для компьютеров, но не для людей. Вернее, далеко не для всех. Что касается содержания заданий, то и они должны быть более интересными и разнообразными, хотя, на мой взгляд, тесты таковыми быть не могут по определению.
В конце дня министр торжественно вручил сертификаты с результатами ЕГЭ участникам эксперимента. Экзаменуемые набрали от 37 до 50 баллов из 52 возможных, что равнозначно оценке “отлично” по пятибалльной шкале. Так закончилась министерская PR-акция в пользу ЕГЭ, которая, на мой взгляд, не прибавила полку сторонников ЕГЭ, а лишь укрепила позиции оппонентов. Единственный положительный момент состоит в том, что некоторые журналисты, до тех пор не имевшие ни малейшего представления о том, что такое ЕГЭ и КИМы, наконец-то восполнили пробел в своих знаниях. И на этом спасибо!

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru