Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Парадокс открытых дверей

Мы не найдем способа правильно оценивать учеников, пока не позволим им оценивать учителей

В обычной, традиционной школе учитель оценивает учеников. Во многих инновационных школах дети оценивают друг друга или сами себя. Только учителя во время урока никто не оценивает.
Мне возразят, что дети оценивают нас постоянно. Да, оценивают, только их оценка никак не влияет на процесс обучения. Более того, многие воспринимают ее как хулиганство. Например, ребята бойкотируют уроки какого-нибудь учителя. Считается, что дети плохо себя ведут. На самом деле они показывают учителю свою оценку. Но эта оценка носит как бы нелегальный характер.
Однако если мы хотим, чтобы наши ученики действительно стали субъектами образования, а не объектами обучения, мы должны дать им право легально оценивать своих учителей, демонстрировать им свою оценку.
Конечно, можно предложить детям… поставить учителям балльные отметки. Такие вещи делают, однако рейтинговые опросы не приживаются в школах. Их не любят ни дети, ни учителя. Они унижают учителей, и над этой системой откровенно подшучивают ребята: мол, если поставите мне двойку, то я вам тоже поставлю не лучше. А главное, эти рейтинговые оценки мало влияют на деятельность учителя. Опросы, как правило, проводятся после того, как работа педагога (на определенном отрезке времени) завершена. Понять, почему дети оценили его так, а не иначе, трудно. И многие учителя полагают, что дети просто припомнили какие-то особые строгости, наказания, потому и поставили низкие баллы.
Но давайте посмотрим, как оценивание происходит в реальной, не школьной жизни. Люди постоянно оценивают друг друга, но при этом не выставляют цифры и не пишут характеристики. Они просто дружат с одними и всячески уходят от общения с другими. И всем ясен этот человеческий язык.
Такую взаимооценку можно использовать и в школе, если... разрешить детям учиться у того учителя, у которого они хотят. Другими словами, если открыть двери классов на вход и выход. И тогда ребята сумеют показать учителям, насколько те ценны для них.
Такая перспектива пугает педагогов. Они боятся, что к ним не придут, что они не ценны для своих учеников. Под разными предлогами, типа: «Знания должны быть систематическими, нельзя пропускать уроки», «Нельзя объяснять детям, которые находятся на разных уровнях», «Дети уходят от трудностей, а мы должны учить подрастающее поколение преодолевать их» – учителя отказываются от такой системы.
Но дети гораздо добрее и мудрее, чем мы о них думаем. Они придут и будут учиться – только тогда учиться придется и взрослым: искать новые методы, становясь сотрудниками, а не командирами.
И вопрос о том, как оценивать учеников, отпадет сам собой. Как угодно! Ведь оценивать будет не профессор-полубог, поставленный учить и проверять. Оценивать будет человек, выбранный самим ребенком, тот, чье мнение важно для него. Даже обычные отметки перестанут быть такими уж страшными и опасными, потому что право на их выставление дается учителю детьми.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru