Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Наталия ИШТРИКОВА,
Сергей ЛЕБЕДЕВ

Школа перед выборами

Каждая политическая партия проводит свою линию в сфере образования. Куда может прийти школа, если выберет одну из этих линий?

Фото Рамунаса ДАНИШЕВИЧУСАНакануне выборов многие партии обнародовали свои политические программы в сфере образования. Мы сформулировали восемь вопросов, касающихся «болевых точек» российской системы образования, ее самых насущных проблем, и предлагаем вам проверить: какими способами политические партии собираются эти проблемы решать. И собираются ли вообще…
Наши вопросы таковы:

1. Зарплата учителя: где взять средства на ее повышение?
2. Финансирование образования: в каком объеме и из каких источников его производить?
3. Образовательные стандарты: нужны ли они вообще; если да – то в каком виде?
4. Налоговые льготы для системы образования: кому, зачем и сколько?
5. Сельская школа: «реструктурировать» или поддерживать?
6. Учебники: за чей счет дети получат источники знаний?
7. Стипендии: сколько денег полагается «бедному студенту»?
8. ЕГЭ: вводить по всей стране или пока повременить?

Так что же отвечают политики на эти вопросы?*

НАРОДНАЯ ПАРТИЯ

полагает, что главное сегодня – не допустить снижения уровня и качества образования, а также сохранять единое образовательное пространство с четко определенными стандартами образования. Средства и методы достижения этих целей в программе партии не указаны, равно как и их смысл.
Про финансирование образования, зарплату учителя и остальные пять пунктов нашего опроса в программе Народной партии не сказано ни слова. Вероятно, предлагается оставить все как есть, то есть никак…

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИИ (ДПР)

обещает закрепить минимальный уровень бюджетных ассигнований на нужды науки и высшей школы на уровне не ниже 5% расходной части федерального бюджета. Вопросы финансирования школы спичрайтеры ДПР вниманием обошли.
Еще ДПР намеревается расширять разнообразие программ образования и форм образовательных учреждений при строгом соблюдении образовательных стандартов. При этом ДПР не смущает тот факт, что стандарты в их министерском варианте как раз сокращают, а не расширяют количество возможных образовательных программ. Может быть, ДПР в тайне готовит свои образовательные стандарты, где совмещается несовместимое – вариативность и жесткая регламентация?
Кроме того, ДПР предлагает законодательно установить минимальный уровень стипендии студентов в кратности к минимальному размеру заработной платы и с учетом прожиточного минимума. Иначе говоря, меньше прожиточного минимума стипендия быть не может, а рассчитывать ее размер следует на базе МРОТ.
Также ДПР собирается освободить от налогообложения финансовую помощь научным и учебным заведениям, включая средства, выделяемые на учебные стипендии и исследовательские гранты.

ПАРТИЯ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

предлагает вводить смешанную систему финансирования образования: наряду с прямым финансированием учебных заведений обеспечить реализацию принципа «бюджетные деньги следуют за учащимся» (принцип ГИФО).
Еще «партия власти» обещает стимулировать финансирование высшего образования силами частных компаний и государственных концернов. Стоит заметить, что после истории с компанией «ЮКОС», вложившей 100 миллионов долларов в Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) и заработавшей в итоге лишь обвинения в том, что «нужно больше делиться», стимулировать финансирование вузов со стороны частного бизнеса будет крайне затруднительно – не помогут ни налоговые льготы, ни благоприятный инвестиционный климат.
Проблем учительской зарплаты, сельских школ и т.д. в программе «партии власти» не значится. Вероятно, власть и так делает для образования все возможное…

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИИ (КПРФ),

как и положено коммунистической партии, обещает повысить зарплату работника образования не менее чем до 7–8 тысяч рублей. Источник финансирования повышения зарплаты коммунисты держат в секрете. Наверное, чтобы правительство не догадалось и не повысило ее без участия КПРФ.
Еще КПРФ намеревается обеспечить горячее питание и бесплатные учебники для каждого школьника. Но, к сожалению, снова не открывает своих секретов: как сделать питание горячим, а учебники бесплатными.

ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИИ (ЛДПР)

обещает повысить зарплату бюджетникам за счет восстановления государственной монополии на алкоголь, сахар, табак.
Средняя зарплата учителя должна быть не меньше средней зарплаты в промышленности, а зарплата преподавателя вуза – не менее чем в два раза превышать ее, говорится в программе ЛДПР. Впрочем, на пути этих наполеоновских планов есть одно препятствие – производители алкоголя, сахара и табака, которые вряд ли захотят национализироваться по доброй воле.
Еще ЛДПР намеревается ввести квоту в 20% для талантливых детей из сельских районов, желающих поступить в высшие учебные заведения. Похоже, либеральные демократы не верят в механизм ЕГЭ, который как раз и должен помочь абитуриентам из села поступить в престижный вуз. Однако можно с легкостью прогнозировать, что идея отдать 20% бюджетных мест в вузах сельским абитуриентам встретит серьезнейшее сопротивление ректоров, привыкших устанавливать квоты самостоятельно.
И наконец, ЛДПР гарантирует избирателям, что в каждом районе с сельским населением должна быть сельская школа. Это обещание будет проще всего исполнить – в каждом сельском районе и так есть сельская школа. Минимум одна. Без помощи ЛДПР.

РОССИЙСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «ЯБЛОКО»

предлагает до введения новой системы оплаты повысить оплату труда педагогов путем увеличения тарифной составляющей (за счет повышения величины 1-го разряда тарифной сетки до прожиточного минимума) и введения надбавок к окладам.
По части финансирования образования «Яблоко» собирается распределить полномочия в финансировании учреждений образования по уровням «федерация – регион – муниципалитет» и добиваться значительного увеличения бюджетного финансирования образования. Как именно следует поделить полномочия по финансированию образования и как добиться увеличения этого финансирования, не уточняется.
Еще «Яблоко» предлагает переходить к системе нормативного бюджетного финансирования образования на базе государственных образовательных стандартов. Стоит заметить, что «Яблоко» – единственная партия, которая видит в идее стандартов практический смысл. Все остальные ратующие за стандарт обходятся туманной аргументацией и тезисами о «едином образовательном пространстве».
Также «Яблоко» намеревается ввести налоговые льготы, стимулирующие благотворительность и инвестирование в образование, а также производство школьного оборудования и инвентаря. Впрочем, обольщаться не стоит – законопроектов о налоговых льготах образованию «Яблоко» внесло немало, и Госдума все их благополучно похоронила.
Необходимо разработать и принять федеральную целевую программу «Сельская школа» в целях адресного выделения средств на восстановление материально-технической базы и капитальный ремонт образовательных учреждений на селе, написано в программе «Яблока».
При этом, считают в «Яблоке», также необходимо реструктурировать старшие и средние классы сельских школ при сохранении и поддержке начальных классов малокомплектных сельских школ, создании образовательных комплексов, учебно-консультационных пунктов, организовать систему «школьных автобусов».
Выходит так: одни школы – ремонтировать, другие – закрывать. И вряд ли «Яблоко» сможет проконтролировать, какие школы чиновники на местах отнесут к первой категории, а какие – ко второй…
Еще «Яблоко» предлагает обеспечить централизованное финансирование из федерального бюджета учебной литературы и повысить стипендии студентам и учащимся техникумов и ПТУ из малообеспеченных семей до величины прожиточного минимума.
Кроме того, «Яблоко» предлагает ввести после проведения эксперимента и только на основе федерального закона систему единых государственных экзаменов. При этом предусмотреть для ограниченного числа ведущих вузов страны в рамках ЕГЭ квоту для конкурсного поступления. Кто будет определять, «ведущий» вуз или нет, «Яблоко» не уточняет. Размер квоты также неизвестен.

АГРАРНАЯ ПАРТИЯ РОССИИ (АПР),

представляющая интересы сельского населения, собирается добиваться строительства школ, детских учреждений на селе, помогать сельским школам, оказывать поддержку сельским учителям. Городские учителя, похоже, на поддержку аграриев могут не рассчитывать.
Также АПР намеревается принять государственную программу по обустройству и закреплению в сельской местности выпускников вузов, техникумов, профтехучилищ, предусмотрев необходимые субсидии на строительство жилья, новых больниц, школ и клубных учреждений. Впрочем, такие программы уже действуют во многих областях страны. При этом, как говорят специалисты, они эффективны именно на региональном уровне – единая госпрограмма не сможет учитывать местную специфику рынков труда.
Еще АПР предлагает установить квоты для сельской молодежи при поступлении в вузы, готовящие специалистов сельскохозяйственного, педагогического, медицинского, клубного и библиотечного профиля. Предложение, конечно, более обоснованное, чем у ЛДПР, но тоже противоречащее Конституции, гарантирующей всем равное право на получение образования. А экономическую ситуацию на селе, из-за которой сельские абитуриенты не могут наравне конкурировать с городскими, введением льгот на поступление не изменишь.

ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ (ПВР),

возглавляемая Геннадием Селезневым, который до ухода в политику был главным редактором «Учительской газеты» и считается сведущим в делах образования человеком, обещает повышать оплату труда учителей, их социальный статус. Похоже, в партии не понаслышке знают, какая это проблема – зарплата учителя, поэтому никаких конкретных способов ее повысить не предлагают. А вдруг не получится?
Еще ПВР собирается добиваться увеличения доли национального дохода, направляемой на образование. За счет сокращения каких статей бюджета будет повышена доля расходов на образование, ПВР не уточняет.
Еще ПВР намерена сохранить единое образовательного пространства страны и ввести единые образовательные стандарты. Обычно говорят, что стандарт – это и есть средство охранить единое образовательное пространство, но здесь употреблен союз «и», а это значит, что, по мнению ПВР, охрана пространства и введение стандартов – две различные задачи. Впрочем, как именно ПВР будет оберегать единое образовательное пространство страны и что это такое, пока остается неизвестным. Может быть, в этом есть какой-то намек на «Единую Россию?»

…Вряд ли в Думе окажется только одна партия. Попробуем суммировать ответы, чтобы выяснить общую картину: что ждет образование после парламентских выборов?

ЗАРПЛАТА УЧТЕЛЯ: практически все признают, что ее нужно повысить, но мало кто объясняет, каким способом и за счет каких средств.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: финансировать нужно, говорят кандидаты в депутаты. И побольше. На этом все заканчивается…
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: по мнению большинства политиков, они очень нужны. Свободой школы можно поступиться – ради сохранения мифического «единого образовательного пространства».
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: всерьез о них говорят только партии либерального толка, в программах других партий этот пункт не значится.
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА: с одной стороны, ее нужно «поддерживать», с другой – «реструктурировать». Выбрать что-то одно политики не в состоянии.
УЧЕБНИКИ: похоже, большинство партий не считают покупку учебной литературы проблемой для семейного бюджета и поэтому в своих программах не упоминают. Те же, кто знаком со сложностями в снабжении учебниками, предлагают финансировать их издание из федерального бюджета. Издательствам в общем-то того и надо…
СТИПЕНДИИ: то, что они нищенские и прожить на них нельзя, признают многие. Насколько их нужно увеличить, чтобы можно было худо-бедно существовать, не знает никто, кроме «Яблока». А ответ прост: до величины прожиточного минимума…
ЕГЭ: большинство партий ЕГЭ не доверяют и предлагают разнообразные квоты и льготы, чтобы обойти принцип единого экзамена.

В общем, картина складывается неутешительная. Среди ведущих партий сколь-нибудь серьезная политическая программа в сфере образования есть только у «Яблока». Да и та на треть написана под диктовку Министерства образования. Остальные партии чаще всего обходятся дежурными лозунгами, которые, как плакаты после демонстрации, по завершении выборов можно свернуть и убрать в чулан.
Впрочем, чему удивляться? Если изучить список законопроектов, находящихся на рассмотрении в Госдуме, обнаружится интересный факт: более половины из них – поправки в Налоговый кодекс. Еще 25% – поправки в бюджетное законодательство. Именно в этих сферах происходит реальная политическая жизнь страны. А образование… Можно и лозунгами обойтись. Ведь реальные политические интересы в образовании не представлены. А для избирателей достаточно просто пообещать «увеличить, расширить, сохранить».
Может быть, образовательному сообществу пора создавать собственную партию?


* Очередность анализа предвыборных программ не выражает политических предпочтений редакции “ПС” и строго соответствует расположению политических партий в регистрационном списке Центризбиркома


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru