Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ 
 

Владимир ШУХМИН

Ночная пионерская зорька, или Быть Стивеном Кингом

Из книги “Философия общего детства”

Первый, сугубо неофициальный и самый сладкий (по сей день) гонорар за литературное творчество был получен 11 лет от роду.
Не совсем, правда, за литературное. Страшные истории бытовали только в устном варианте. Зато были они эксклюзивно-авторскими и рождались на ходу.
По возвращении из 40-суточного (полторы смены) кошмара под названием пионерлагерь, куда меня сослали в первый и, к счастью, в последний раз, мелькнула мысль – се был провидческий задел на будущее – записать все, что я понарассказывал товарищам по несчастью. Но фольклор на то и фольклор: письменная фиксация убивает его.
Это чувствовалось задолго до отягощения высшим филологическим образованием.

Детский фольклор последней четверти XX в. питали две стихии – СТРАХ и СМЕХ.
Все, о чем вещал Бахтин в связи с Рабле, охватывало три времени года. И в основном светлую часть суток. И соответственно, две социальные институции – Школу и Улицу. Анекдоты и песенки как проявления смеховой культуры доносились и до лета. Но там царил Великий Страх.
Избавившиеся от родителей летние дети без всякой астролого-психологической поддержки (и по абсолютно точному диагнозу Голдинга в “Повелителе мух”) верифицировали свое будущее: кто будет бить и кому быть битым.
Последние защищались. Кто как мог.
Одной из форм спасения был устный рассказ. Желательно страшный. Оптимально — после отбоя (когда отбиваться уже бессмысленно).
Самый культурный из отряда, самый толстый, а потому и самый беззащитный мальчик, не произносивший к тому же три-четыре согласные (над ним издевались даже половозрелые пионервожатые и старая тетя-воспитательница), он, кажется, единственный, кто знал ответ на сакраментальность, почти по Гайдаю: “Как пройти в лагерную библиотеку?”, так и спасался до поры: поэпизодно, с описаниями природы (!) пересказывая “Айвенго” и – кстати, о Бахтине – во всех подробностях детский (Заболоцкий) вариант “Гаргантюа”.
Я дивился его искусству косноязычного пионера-демосфена, но с тех самых пор не люблю ни Скотта, ни Рабле. Слишком уж устойчивы детские воспоминания: Толстяка все равно били. За то, что медленно бегал, за то, что толстый, и т. д. И это было пострашней всех страшных историй.

Брать в лагере – смекнул я быстро – надо было другим. Не книжным знанием, а подлинным, выстраданным, рождавшимся из самых глубин Древнего Ужаса фольклором, которому изрядная культурная подпитка XIX–XX вв. – особо синематографа – вовсе не мешала. Даже напротив.
Про синие руки, черный-черный дом, гроб на колесиках и “ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!” я слыхал и раньше – от деревенско-поселковых сверстников на побывках у дедушек-бабушек. Но там эффекту не способствовали даже августовские сумерки, спотыкающиеся о лоб ночные жуки и что-то жутко-нежно проползающее из стога сена по спине в кульминационный момент.
К тому же я знал, как пройти в библиотеку и в осенне-зимний период, а потому не удовлетворялся однообразием ветшавшего на глазах сельского фольклора. Лагерные байки того же свойства – про черные дома и гробы – давали хорошую почву для структурологической разминки. Выявлялись, простите уж, три источника и столько же составных частей.
Первое – основательно подзабытые детские страхи от сказок, целомудренно переведенных в безоблачные хеппи-энды Трех поросят и Красной Шапочки (эта история, кстати, в подлиннике – авторская и для взрослых). И – в “Бежин луг” с его незабвенным “Бя-яша-бяша”. Словом, тяжкое прошлое. Но уже авторизованное.
С плодами воображения смыкались реальные угрозы взрослых. Про дядей и тетей, уводящих детей незнамо куда, после чего никто не возвращался. “Формула” Карлика Носа и, как позже выяснилось, Булгакова: берегись незнакомцев, особо – старух с крючковатым носом и мужиков с мешками.
От Гауфа – Гофмана – Гримм – Гоголя (почему-то в основном на “г”) с их бесцеремонно-авторским вторжением в мир детских ужасов дорожка мальчиков и девочек с пальчиками (частенько отрубленными в пионерском фольклоре) вела в объятия самых страшных томов “Библиотеки приключений”: мир скелетов «Острова сокровищ» и «Затерянного мира», «Всадника без головы» и вожделенных “Вечеров на хуторе…” вкупе с “Вием”.
А уж тут был лишь шаг до важнейшего источника.
Кино уже стало “распространенным способом мечтания” (В.Маканин).

По легенде, “Звездные войны”-1 родились так. Джордж Лукас “косил” от Вьетнама и в течение нескольких сеансов быстро-быстро пересказывал докам-психиатрам свои видения – все новые и новые приключения Джедая и Ко. Шизофрению себе обеспечил. Одно слово – мастер.
Никаких “Войн”, тем паче Хичкока, мы в детстве, ясное дело, не видали. Зато у нас был маэстро фольклорных ужасов – сказочник Роу, еще упомянутый “Вий” и, конечно, “Фантомас”.
Собственно, от “Фантомаса” я и шел, 11-летний, присовокупив профессора Мориарти (спасибо сэру Артуру) и структурно-мотивный анализ страшной истории. (Спустя 10 лет ни “Морфология сказки” В. Я. Проппа, ни труды А.Греймаса и Тартуской школы по фольклору ничего нового к моему детскому всеведению не добавили.)
Модели были простыми. Девочка (реже мальчик) нарушает запрет (типа седьмой жены Синей Бороды, Маленького Мука и т.д.) и попадает в запретную комнату, где сходятся потолки (привет “Колодцу и маятнику” мистера По), или садится в “музейно-антикварное” кресло, где ее тут же пронзает нож (вариант: хватает за горло черная рука).
Юноша встречается с девушкой, но только по ночам: та все время уходит до 6 утра на кладбище. Однажды юноша… И любовь не побеждает смерть. Словом, в 12 часов по ночам из гроба встают все кто надо, выезжают черные трамваи, которым не нужны рельсы, и т. д. Старухи уводят девочек-девушек-мальчиков, которым иногда удается спастись, усадив в упомянутое кресло самих старух (это уж совсем про Иванушку, Ягу и печку). Ну еще два-три варианта с вампирами и черными домами.
Прослушав первую историю с плохим концом и вяло как-то пересказав ее, я неожиданно открыл принцип. На рубеже миллениума это будет названо “сиквелом”, т.е. “Очень страшная история”-2-3-4 и т. д.
Всеми креслами, старухами, гробами, дуплами в черных лесах, выводящими в иные миры, и т.д. заведовал страшный Профессор. Два избыточно политкорректных для 1976 г. героя: трусоватый мальчик и смелая девочка, что льстило прекрасной части лагерной аудитории и аукалось на танцах и во время ночных поцелуев – все время уворачивались от синих рук и еще черт-те чего, что взбредало мне в голову по мотивам вышеперечисленных источников. Они продолжали охоту за Профессором. Порой подключались взрослые на манер МЧС, но, к радости слушателей, они-то и гибли первыми, не дожидаясь продолжения сериала.

Весь июнь 1976-го лили дожди. Вечером шла премьера “Вечного зова”, собиравшая всех. Тихий час, остаток времени до ужина и отбой были наши.
Когда я уставал, заступал Толстяк с “Айвенго”. Но щедро поименованные рыцари с какой-то невнятной Ребеккой были послабее моего Профессора с анонимными Девочкой и Мальчиком. К тому же “пилотный” выпуск собственной страшилки превзошел все ожидания.
Ко мне подошел розовощекий застенчивый Кирилл, которого били еще чаще, чем Толстяка, и тайком позвал в прачечную. Место, которое не любил никто.
Каждый день Кирилл писал отчаянные письма домой, чтобы его забрали, но его почему-то не забирали, хотя мама три
раза в неделю приезжала и кормила его в дальней роще, за оградой лагеря. Кормили нас и так неплохо (лагерь был элитный), но бедная мама думала, что все беды от неправильного питания.
В дурно пахнущей сырости лагерной прачечной Кирилл открыл коробку. В ней были выпеченные из песочного теста грибы, посыпанные сверху корицей. У них были разноцветные шляпки, а росли они на зеленой траве, сделанной из глазури.
– Ешь, – сказал он.
На следующий день я, к радости Кирилла, рассказал про новую пакость Профессора – лес, где грибы охотятся на людей.
К четвертой-пятой серии триумф достиг апогея: вместе с Профессором я вырвался на межпланетные просторы – куда там Лукасу. После этого мы долго носились по ближайшему болоту в поисках черных дыр, вымокли насквозь, а потом девочка Таня сама предложила высушить утюгом мои штаны, глядя, как я пытаюсь их аналогичным образом сжечь…
Страх оборачивался миром и дружбой. Но – лишь с мирно-бессильными мира сего. Те, кто бил, не слушали никаких историй. Участи Толстяка и Кирилла я не избежал.
До пришествия в СССР Стивена Кинга с “Запретной зоной” оставалось всего три года.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru