Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Интуитивная дорога к знанию

Идеи “Французской группы нового образования” и их воплощение в российских школах

Классно-урочную систему ругают многие. Но, просуществовав не одно столетие, она прочно укоренилась в школах по всему миру. Видимо, поэтому так упорно сопротивление многочисленным попыткам ввести альтернативные системы обучения в школе. А их было немало за последние десятилетия. Одна из таких идей была предложена «Французской группой нового образования» еще в 20-х годах прошлого века. Постепенно по школам в разных странах и на разных континентах стали распространяться принципы педагогической философии и технология так называемых французских мастерских.
В 1990-х годах пришли они и в Россию. А начиналось это так: для учителей, заинтересовавшихся идеей, французы провели стажировку, но начали не с теории, а пригласили своих российских коллег поработать в мастерской в качестве учеников. Причем тех, у кого нет музыкального слуха, на музыкальную мастерскую, кто не знал ни слова по-французски – на мастерскую французского языка, кто был убежден, что неспособен к математике, – на математическую мастерскую. И результат, полученный за три часа занятий, убедил российских учителей больше, чем многочасовые лекции: сочиненная и исполненная самостоятельно мелодия, понятый кусочек текста из французской газеты, система классификации геометрических фигур, придуманная людьми, далекими от математики. Причем не по заданному алгоритму и не под руководством педагога, а самостоятельно, интуитивно.
Но больше всего удивляла вера французских коллег в способности каждого; свобода, царившая на занятиях; роль мастера, ведущего мастерскую, который, казалось, не выполнял ни одной из привычных учительских функций. Многое, конечно, и смущало: а как же знания-умения-навыки, программа? Как работать без отметок? Как оценивать результаты обучения, если меняется содержание образования? И еще множество вопросов возникало у наших учителей в процессе освоения новой педагогической практики. Но с течением времени они освоили технологию, адаптировали ее к условиям российской школы – и мастерские стали все более привычными для российского образования.
Привлекательность мастерских заключается в том, что в центре образовательного процесса находится деятельность ребенка, направленная на познание, поиск ответов на интересующие его вопросы. Учитель (мастер) не передает готовые, отобранные кем-то сведения, а создает проблемную ситуацию, которая вызовет у ребенка желание найти решение. При этом учитель безоговорочно верит в творческие способности абсолютно всех учеников и создает условия для продвижения каждого.
Конечно, это нелегко, особенно для учителей, уже поработавших в традиционной школе, – не одергивать ребенка, когда он ошибается или его умозаключения ведут в тупик. Но постепенно учитель проникается главной идеей, на которой строится обучение в мастерских: взрослые не вправе лишать ребенка радости самостоятельного исследования и познания, права строить гипотезы, ошибаться и исправлять ошибки. И ошибок в мастерских дети не боятся: это не повод для недовольства со стороны взрослого, а еще один путь к истине.
Кстати, учитель тоже имеет право на ошибку, он вообще не выше ученика ни в чем – таковы правила мастерской. Педагог там всегда открыт, готов учиться, в том числе и у своих учеников, он находится в постоянном диалоге с ними, в диалоге на равных. Да и как можно считать, что «я лучше знаю», если весь класс занят решением творческой задачи и каждый ученик выбирает свой путь, находит свое, уникальное и неповторимое решение?
При таких взаимоотношениях в классе становится невозможной и привычная система отметок, этот инструмент давления на ребенка. Зато весь ход занятия – обсуждения в группах, вопросы учителя и одноклассников – побуждает самого ученика оценивать свое продвижение, правильность выбранного способа познания, полученных результатов.
Это снимает и проблему вечно молчащих тихих троечников, а их в ином классе набирается чуть ли не половина. Когда нет угрозы получить плохую отметку, а обсуждение идет в парах, потом в группах, отмалчиваться невозможно. Тем более что в общем разговоре ценным становится каждый вопрос, реплика, уточнение. На пользу неуверенным в себе детям идет и то, что за время работы в мастерской ребенок успеет побывать во множестве ролей и работает иной раз на таком уровне, которого сам от себя не ожидал.
Скорее всего поэтому выходящие из мастерской ученики не выбрасывают из головы до следующего урока все услышанное, а продолжают размышлять, роются дома в справочниках и энциклопедиях в поисках ответов на вопросы, заданные самому себе. Педагоги, работающие в мастерских, называют это последействием.
А последействием того давнего семинара, проведенного французами, наверное, можно назвать многолетнюю работу российских учителей, освоивших технологию мастерских и организовавших ассоциацию «Петербургское новое образование» во главе с Анатолием Окуневым. Они теперь сами проводят семинары для всех педагогов, стремящихся образование сделать сообразным творческой природе человека.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru