ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Интуитивная дорога к знанию
Идеи “Французской группы нового
образования” и их воплощение в российских
школах
Классно-урочную систему ругают многие.
Но, просуществовав не одно столетие, она прочно
укоренилась в школах по всему миру. Видимо,
поэтому так упорно сопротивление многочисленным
попыткам ввести альтернативные системы обучения
в школе. А их было немало за последние
десятилетия. Одна из таких идей была предложена
«Французской группой нового образования» еще в
20-х годах прошлого века. Постепенно по школам в
разных странах и на разных континентах стали
распространяться принципы педагогической
философии и технология так называемых
французских мастерских.
В 1990-х годах пришли они и в Россию. А начиналось
это так: для учителей, заинтересовавшихся идеей,
французы провели стажировку, но начали не с
теории, а пригласили своих российских коллег
поработать в мастерской в качестве учеников.
Причем тех, у кого нет музыкального слуха, на
музыкальную мастерскую, кто не знал ни слова
по-французски – на мастерскую французского
языка, кто был убежден, что неспособен к
математике, – на математическую мастерскую. И
результат, полученный за три часа занятий, убедил
российских учителей больше, чем многочасовые
лекции: сочиненная и исполненная самостоятельно
мелодия, понятый кусочек текста из французской
газеты, система классификации геометрических
фигур, придуманная людьми, далекими от
математики. Причем не по заданному алгоритму и не
под руководством педагога, а самостоятельно,
интуитивно.
Но больше всего удивляла вера французских коллег
в способности каждого; свобода, царившая на
занятиях; роль мастера, ведущего мастерскую,
который, казалось, не выполнял ни одной из
привычных учительских функций. Многое, конечно, и
смущало: а как же знания-умения-навыки, программа?
Как работать без отметок? Как оценивать
результаты обучения, если меняется содержание
образования? И еще множество вопросов возникало
у наших учителей в процессе освоения новой
педагогической практики. Но с течением времени
они освоили технологию, адаптировали ее к
условиям российской школы – и мастерские стали
все более привычными для российского
образования.
Привлекательность мастерских заключается в том,
что в центре образовательного процесса
находится деятельность ребенка, направленная на
познание, поиск ответов на интересующие его
вопросы. Учитель (мастер) не передает готовые,
отобранные кем-то сведения, а создает проблемную
ситуацию, которая вызовет у ребенка желание
найти решение. При этом учитель безоговорочно
верит в творческие способности абсолютно всех
учеников и создает условия для продвижения
каждого.
Конечно, это нелегко, особенно для учителей, уже
поработавших в традиционной школе, – не
одергивать ребенка, когда он ошибается или его
умозаключения ведут в тупик. Но постепенно
учитель проникается главной идеей, на которой
строится обучение в мастерских: взрослые не
вправе лишать ребенка радости самостоятельного
исследования и познания, права строить гипотезы,
ошибаться и исправлять ошибки. И ошибок в
мастерских дети не боятся: это не повод для
недовольства со стороны взрослого, а еще один
путь к истине.
Кстати, учитель тоже имеет право на ошибку, он
вообще не выше ученика ни в чем – таковы правила
мастерской. Педагог там всегда открыт, готов
учиться, в том числе и у своих учеников, он
находится в постоянном диалоге с ними, в диалоге
на равных. Да и как можно считать, что «я лучше
знаю», если весь класс занят решением творческой
задачи и каждый ученик выбирает свой путь,
находит свое, уникальное и неповторимое решение?
При таких взаимоотношениях в классе становится
невозможной и привычная система отметок, этот
инструмент давления на ребенка. Зато весь ход
занятия – обсуждения в группах, вопросы учителя
и одноклассников – побуждает самого ученика
оценивать свое продвижение, правильность
выбранного способа познания, полученных
результатов.
Это снимает и проблему вечно молчащих тихих
троечников, а их в ином классе набирается чуть ли
не половина. Когда нет угрозы получить плохую
отметку, а обсуждение идет в парах, потом в
группах, отмалчиваться невозможно. Тем более что
в общем разговоре ценным становится каждый
вопрос, реплика, уточнение. На пользу неуверенным
в себе детям идет и то, что за время работы в
мастерской ребенок успеет побывать во множестве
ролей и работает иной раз на таком уровне,
которого сам от себя не ожидал.
Скорее всего поэтому выходящие из мастерской
ученики не выбрасывают из головы до следующего
урока все услышанное, а продолжают размышлять,
роются дома в справочниках и энциклопедиях в
поисках ответов на вопросы, заданные самому себе.
Педагоги, работающие в мастерских, называют это
последействием.
А последействием того давнего семинара,
проведенного французами, наверное, можно назвать
многолетнюю работу российских учителей,
освоивших технологию мастерских и
организовавших ассоциацию «Петербургское новое
образование» во главе с Анатолием Окуневым. Они
теперь сами проводят семинары для всех
педагогов, стремящихся образование сделать
сообразным творческой природе человека.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|