Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Осторожно: аттестация!

Это почти всегда тяжелая схватка между теми, кто проверяет, и теми, кого проверяют. Но что, если учитель будет вести себя не как воин, а как дипломат?

Процедура аттестации часто напоминает задушевную беседу удава и кролика. Кролик уже несколько недель как забросил всяческую педагогику и нормальное общение с детьми, а готовил их исключительно к диктанту (открытому уроку, тестам, изложению...); снял все рабочие наглядные материалы и развесил те, что положено, – он обречен отчитываться и оправдываться, он вечно должен. Но хороший педагог стремится превратить любую ситуацию в образовательную. Каким может быть разговор учителя с чиновником? Об этом рассказ Валентины ХОРОШ, которая вместе с коллегами из методической службы Петрозаводского дворца творчества придумала и опробовала стратегию поведения педагога во время аттестации.

Главное – в период подготовки к аттестации помочь учителю осмыслить его профессиональную деятельность; понять, что он считает своими достижениями, какие проблемы еще не решены, какие идеи или технологии в его деле перспективны, как он осознает характер взаимоотношений с детьми.
А для этого надо помочь педагогу развить рефлексивные способности, овладеть культурой диалога, чтобы он чувствовал себя в любой ситуации самостоятельным, уверенным в своих силах. Для этого мы сами учились быть равноправными собеседниками, партнерами. В нашей методической службе произошли изменения: теперь мы старались избегать прямых методических советов и рекомендаций и приобретали опыт диалогического общения.
Когда педагоги приходили к нам накануне аттестации и говорили, что просто боятся и не знают, как лучше доказать, что работают хорошо, мы прежде всего говорили, что каждый из них талантлив. Ведь дети приходят в кружок добровольно и с удовольствием. Это ли не свидетельство того, что педагог хороший? Только надо научиться об этом рассказать другим.
И заранее, задолго до аттестации. В диалоге с коллегами каждый учитель старался осмыслить и сформулировать, что же такое замечательное и уникальное он делает на своих занятиях. После разговора педагог записывал свои размышления, сам редактировал текст и с ним уже шел на аттестацию.
Во Дворце творчества появилась своя издательская служба, и педагоги стали публиковать свои размышления в вестнике «Диалог». Появились авторские образовательные программы. Педагоги смелее проявляли самостоятельность и творчество, увереннее выходили на новый этап аттестации.
Мы говорили коллегам: вы идете не отчитываться, а поделиться своими знаниями. Человек ощущал себя в совершенно иной позиции, у него менялись взгляд, поведение, интонации. Наша аттестация стала, по сути, и своеобразным семинаром для управленцев: они с интересом слушали, что происходит в современной педагогике.
Многие же неприятности во время проверок происходят от того, что учитель сам привычно играет объективную роль, тем самым «подставляясь» под критику и высокомерные замечания.
Искусство общения в такие моменты состоит в том, чтобы сохранять самостоятельность в разговоре с управленцем. Как стать равноправным с чиновником и предложить ему равноправные отношения – это довольно важная часть образования педагога. Учитель, самостоятельно мыслящий, умеющий свободно выражать свои мысли, уважающий партнера в диалоге, способен влиять на ход разговора. Такой учитель, кстати, и с детьми будет вести себя как равноправный партнер. Ведь педагог, униженный вышестоящими начальниками, может поддаться искушению и злоупотреблять своей властью над детьми. Тот же, кто почувствовал вкус диалоговых, равноправных отношений, будет ценить их и в классе с учениками. Такое общение неизбежно обогащает обе стороны – педагога и управленца, учителя и ученика.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru