Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2003

Первая тетрадь. Политика образования

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НЕ ПЕРЕНЯТЬ ЛИ ОПЫТ

Примите меры!

Эту фразу учителя нередко говорят родителям, если у их ребенка проблемы с дисциплиной. Родители говорят ее учителям, когда дети приносят домой двойки.
А в Америке вы этой фразы не услышите никогда...

В середине октября в Санкт-Петербурге произошло одно небольшое, но эпохальное событие: виртуальное сообщество родителей, знакомых друг с другом только через Интернет, переросло в сообщество реальное. Нашим читателям уже знаком авторский проект Ирины Хоменко – сайт “Inter-Педагогика“ ( www.inter-pedagogika.ru ), на форумах которого идут бурные обсуждения o семейной педагогике, о роли родителей в развитии не только своего ребенка, но и системы образования в целом. Министерство образования, с одной стороны, призывает мам и пап поддержать новорожденную модернизацию, а с другой – абсолютно уверено, что родители не разбираются в вопросах образования и не интересуются педагогикой.
А вот и нет! Интересуются, разбираются, да еще как!
Вот уже больше двух лет родители разных профессий, разных стран, разного материального и социального статуса, общаясь на исключительно добровольных началах, обсуждают вопросы эффективности ЕГЭ, платные образовательные услуги, здоровьесберегающие технологии и попечительские советы в школах. Пример “Inter-педагогики” показал, что в нашей стране немало родителей, способных конструктивно и непредвзято оценить грядущие изменения, помочь развитию современной школы. Причем делается это активно и бескорыстно. По-человечески.
Одним из активных участников форумов стала Евгения Лазарева, мама троих детей, специалист по информационным технологиям, более семи лет живущая в Америке и хорошо знакомая с образовательной системой США. Вот уже больше года Hettie – таково ее имя в Интернете – делает переводы методических материалов для родителей, распространяемых в американской школе, памяток и зарубежных статей по образованию. Эти материалы регулярно публикуются и обсуждаются на “Inter-педагогике”.
Именно приезд Hettie в Санкт-Петербург послужил поводом для реальной встречи виртуальных собеседников, организованной Ириной Хоменко, доцентом кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, и ее помощниками. В качестве гостей присутствовали студенты, педагоги и журналисты.
«Родительская газета» не могла пропустить такое событие, и наш корреспондент Елена Иваницкая оказалась в числе участников, имеющих возможность узнать об «изюминках» американского образования из первых – родительских – уст. Ведь что ни говорите, а одно дело – читать о достижениях зарубежной педагогики в научных журналах и отчетах и совсем другое – посмотреть, в каком виде доходит все это до «конечного потребителя» – семьи.

Любить… по должности

В Соединенные Штаты я ехала с традиционным российским представлением об американском образовании. Это шаблонное предубеждение растиражировано нашей прессой: в американской школе ничему толком не учат, математики вообще не дают, каждый занимается чем хочет и в итоге ничего не знает... Но – когда я присмотрелась к американской школе получше, то испытала жгучую обиду за наших детей. Увидела множество таких подробностей, которые легко воплотить в жизнь и в нашей школе. И самое интересное – для этого не требуется дополнительное финансирование, а всего лишь нужно всем нам, и учителям и родителям, развернуть свои мысли в другую сторону, задуматься над собственными установками и поменять те, которые препятствуют благополучному существованию ребенка в школе.
Но напрасно я сказала “всего лишь”... Поменять привычные представления и привычное поведение – это очень и очень сложно.
Американские педагоги и родители убеждены, что каждый учитель по должности обязан любить каждого ребенка. Именно так: обязан – каждого. Это базовая установка. Это проявление профессионализма. Никогда американский учитель не скажет родителям: вот, мол, ваш ребенок лентяй, хулиган, тупица, не слушается, на уроках не работает, немедленно примите меры! Не скажет просто потому, что это было бы элементарным проявлением непрофессионализма. Американский педагог живет с убеждением, что это его профессиональное дело – добиться, чтобы ребенок умел и хотел учиться, чтобы знал и понимал предмет, чтобы хорошо вел себя в классе. Добиться уважительными и гуманными методами.
На детей никогда не повышают голос. Разумеется, нет и речи о том, чтобы к детям применили какое-то физическое воздействие.
В школе, где учатся мои дети, произошло чрезвычайное, невероятное событие. Учительница, сильный преподаватель, но негибкий человек, однажды повела себя непрофессионально. Спровоцированная, “доведенная” несколькими шалунами, она раздраженно бросила им их тетрадки. Нет, не в лицо швырнула, а резко кинула перед ними на парту, сказав: “Вот вам!”. Дальше события развивались так: один из учеников тут же выскочил из класса и помчался жаловаться директору.
Директор позвонила всем родителям, сообщая об инциденте и принося извинения. Ей было важно поговорить с каждым взрослым до того, как ученики вернутся из школы, чтобы родители были готовы к разговору со своими детьми. Потом извинения приносила учительница – опять же всем родителям.
Тем не менее в конце года она была уволена без права работать с детьми и ушла в библиотеку. Уволилась и директор школы, принявшая ее в штат. А что сделали с маленькими безобразниками, спровоцировавшими конфликт? Да ничего... Я расскажу несколько позже, какие воспитательные меры и как именно применяются к ученикам.
Сейчас речь о том, что учительница была наказана правильно. Правильно, с точки зрения АМЕРИКАНСКИХ родителей (хотя лично у меня есть сомнения в необходимости такой меры в данной ситуации).
Если бы ее не уволили, возмутились бы абсолютно все взрослые – и те, чьи дети были оскорблены, и те, чьи дети оказались свидетелями оскорбительного обращения с одноклассниками. Она педагог, она для того и училась, чтобы уметь контролировать такие ситуации, не поддаваться на провокации и не выплескивать свои эмоции на детей. Может возникнуть вопрос, почему ее уволили в конце учебного года, а не сразу? Дело в том, что в американской школе смена учителя во время учебного года считается травмирующей для детей, а любых травм всячески стараются избегать.
В наших школах очень широкая амплитуда учительского профессионализма: есть учителя великолепные, блестящие, замечательные, неповторимые, а есть ужасные, страх и горе детей и родителей. Профессионализм американских учителей гораздо ровнее. Куда же деваются плохие учителя? Почему их там нет? Во-первых, плохой учитель просто не удержится в школе. Этого не потерпят родители, не потерпит мощное общественное мнение. Во-вторых... наверное, профессию педагога там не избирают случайные люди. В Америке подобный шаг – это результат серьезного, глубоко осознанного выбора. Учителя не только у нас, учителя везде зарабатывают, увы, не много. Хотя в Штатах они все-таки зарабатывают больше, чем секретарша.
По американским меркам зарплата учителя государственной школы очень и очень средненькая. Но мысль: как вы мне платите, так я вам и работаю – исключена. Идущий в педагогику сделал свой выбор: сознательно пожертвовал возможными доходами из любви к детям и к делу.

Dear Parents!

В начале учебного года каждый родитель получает письмо от директора школы (“Dear Parents! ... Sincerely...” – “Дорогие родители!... Искренне ваш...”), где даются план школы с номерами кабинетов, сведения о том, в каком кабинете с каким учителем ребенок (если он уже закончил начальную школу) будет заниматься.
Как будут оцениваться знания, выводиться отметки, по каким программам занимается ребенок – всю подробную информацию о процессе обучения родители получают на «родительских ориентациях» (которые в Америке заменяют наши родительские собрания, но об этом позже). Уже в начале ноября учитель должен встретиться с каждым родителем индивидуально и подробно отчитаться ему о «состоянии дел» – оценках за контрольные работы, сданные и несданные задания и проекты и т.д. В конце четверти или триместра учитель посылает родителям домой табель с оценками ребенка, письменной характеристикой и комментариями.
Перед общенациональным тестом родители получат успокаивающее письмо: ободрите ребенка, проследите, чтобы хорошенько выспался и поел, поддержите, и все будет хорошо.
Если ребенок плохо сдал тесты, если отстает, его направляют в летнюю бесплатную школу для выравнивания знаний, и потом он снова сдает тесты. Но как только у ученика наметится отставание, с ним сразу начинают работать, выясняя, почему возникли затруднения. Такого, чтобы ребенок в конце семестра или в конце года провалил все тесты и контрольные работы, чтобы у него неожиданно замаячила двойка, такого просто не может быть, потому что учитель начнет “бить в колокола” гораздо раньше. Социальный работник, психолог, врач вместе с ребенком, учителем и родителями начнут разбираться, почему возникло отставание, и вместе выработают индивидуальный план для исправления ситуации. Классного руководителя в нашем понимании в американских школах нет, учитель-предметник в случае осложнений сам позовет и психолога, и родителей. Если ученику нужны дополнительные занятия, учитель будет заниматься с ним дополнительно. Бесплатно, разумеется.
Каждый учитель объявляет, в какое время он доступен. Вот, например, учитель вывешивает объявление: я жду вас каждый день с 7.00 до 7.45 (занятия в нашей школе начинаются в 7.50.), если вам трудно проснуться так рано, давайте встретимся после занятий, но из-за моего напряженного расписания в этом случае нам надо будет договориться заранее.
Работает и так называемая “субботняя школа”. Предположим, ученик не сдал домашнее задание. Учитель мысленно отмечает этот факт, но строгих санкций сразу не применяет. В самом деле – всякое случается: устал, не успел... Но если не сдал второй, третий раз, учитель тут же сообщает родителям и вызывает ребенка на субботнюю школу, где тот будет делать невыполненные задания. Кстати, сдать ученику все равно придется все задолженности, и за «пересданные» задания отметка автоматически будет снижена на балл.
Между прочим, в американской школе нельзя, даже по болезни, пропускать больше двух недель в году: пропустивший больше должен будет наверстать пропущенное в летней школе.

Родительские собрания и неделя благодарности учителям

Родительских собраний в нашем понимании в американских школах тоже нет. Не может быть и речи о том, чтобы в присутствии всех родителей кого-то из учеников ставили в пример, а кого-то порицали. Родителям никогда не сообщают об успеваемости других детей. Вместо родительских собраний проводятся так называемые “родительские ориентации”: родителей соберут, чтобы рассказать о школьных правилах, о том, что ожидается в течение учебного года, по какому телефону связаться с нужным педагогом... Но главным образом учителя встречаются с родителями индивидуально – в случае необходимости и в плановом порядке. Что такое индивидуальная встреча в плановом порядке? В начале учебного года специально выделяются два дня, когда дети не учатся, а родители посещают учителей. Каждый учитель должен обязательно встретиться с каждым родителем. Мамы-добровольцы сидят на телефонах, составляют расписание, чтобы работающим родителям было удобно выбрать время и обойти педагогов.
Школа, учеба детей – это в Штатах святое дело, центр родительских интересов и абсолютно уважительная причина, чтобы освободить себе определенный час даже на самой напряженной работе. А многие неработающие родители свое основное время уделяют именно школе как волонтеры. Каждому родителю в американской школе предлагают вступить в родительско-учительскую ассоциацию (РТА – Parent-teachers association). Но если не можешь, не хочешь – не упрекают. Родители, особенно младших школьников, помогают учителю на уроке – раздать тетради, помочь детям сложить школьные принадлежности, проводить в столовую. И школа это только приветствует
Встает деликатный вопрос, а практикуются ли дополнительные денежные взносы, подарки учителям? Поскольку бумага для писем, рассылка стоит денег, мы сдаем в начале учебного года пять долларов для этой цели. И всё! Подарки учителям существуют. В начале мая целая неделя так и называется – Неделя благодарности учителям. Родители готовят приятные сюрпризы для педагогов. Например, в первый день каждому предлагается принести самый красивый фрукт, и на столе у учителя появляется целая корзинка разных фруктов. На второй день каждый приносит по одному цветку, и составляется букет. На третий день каждый ученик приносит учителю сочиненное или подобранное стихотворение. На четвертый придумывается еще что-то – разыгрывают сценку, пекут пирог... Инициатив много. И дети, и члены родительской ассоциации дают простор фантазии. Но фантазия работает именно в сторону сюрприза, милого сувенира, а не дорогого подарка.
Ну а если школе или классу потребовались дополнительные средства, что тогда делать? Собрать с родителей? Нет, так не принято. В этом случае школа или класс придумывают, как заработать деньги. Дети могут, например, принять участие в организации подписки на периодические издания, а эти издания потом отчисляют в школу определенный процент. Кстати, отчисления на школу не облагаются налогом и поэтому выгодны бизнесу. Дети могут организованно в выходной день мыть машины под присмотром педагога и родителей. Вот мы недавно мыли машины в пользу школьного хора. Это все устраивается как праздник. Недалеко от школы выбирается площадка, вывешиваются яркие объявления, играет музыка, и дети весело, играя, но вместе с тем по-настоящему моют машины и зарабатывают.

Сила общественного мнения

На что реально могут повлиять родители в школе? На базовую программу – нет, не могут, она определяется районом. Но родители-граждане сами избирают руководителей образования, а поскольку управление образованием выборное, родительское влияние велико. Поэтому и увольняют без разговоров учителя, оскорбившего ученика.
Родители активно занимаются внеклассными мероприятиями. Собственно, только родители ими и занимаются, а школа поощряет. В разумных пределах: в течение года разрешается устраивать не больше двух классных вечеринок.
В Соединенных Штатах, как и у нас, родители очень недовольны преподаванием иностранных языков в обычных государственных школах. Общественность шумит, что иностранным языкам учат плохо. Это официально признанное слабое место образования. Поэтому родители во многих школах организовали дополнительное изучение иностранных языков.
С 4-го по 7 класс изучается развитие человеческого организма. Родителям высылают уведомление, они могут прийти и посмотреть материалы, которые будут предложены ученикам. Если кто-то из родителей не хочет, чтобы с их детьми говорили в школе на эту тему, ребят освободят от этого урока и займут другим делом. Впрочем, отказываться нет причины, эти уроки вполне невинны. Девочкам рассказывают, что такое месячный цикл и личная гигиена, мальчикам – все больше о том, зачем пользоваться дезодорантом и как бороться с угрями.
В начальной школе три раза в неделю идут занятия музыкой, а с пятого класса все, кто этого захочет, могут обучаться игре на музыкальных инструментах.

«Расскажи сказку той страны, откуда ты приехал»

Определенной религии, Закона Божия в школьном образовании нет, но сведения о религиях дети постоянно получают. В декабре, например, рассказывают и о Рождестве, и о Хануке, и о декабрьских праздниках африканских культов.
Очень развито и активно поддерживается родителями интернациональное воспитание. Расизм искореняется так, что о цвете кожи дети не думают и даже его не замечают. Однажды моя дочка собралась к подружке, а я стала уточнять, кто это. Она долго объясняла, где я могла видеть эту девочку, а я не сразу вспомнила. Но когда поняла, о ком идет речь, то с интересом обратила внимание, что дочке даже в голову не пришло указать на самый, казалось бы, характерный признак: эта девочка – единственная чернокожая в их классе.
В нашем районе, по данным школ, дети говорят дома на 86 языках. В школе очень часты задания: расскажи сказку той страны, откуда ты приехал или откуда родом твои родители, приготовь национальное блюдо, подбери национальные пословицы и поговорки.

Дисциплина по-американски

А теперь пора поговорить о дисциплине. Наши дети привыкли, что все правила соблюдать не обязательно, они знают, что на всякое правило есть обходной маневр, а главная беда – они уверены, что правила придуманы для того, чтобы мешать нормальной жизни. Увы, у наших детей есть для этого основания. Американские школьники растут с убеждением, что правила и законы разумны и существуют для того, чтобы жить было удобно и безопасно. В американской школе нет дисциплины ради дисциплины, и хотя на самом деле ограничений там гораздо больше, чем в нашей, дети редко испытывают ненависть к школе. А ограничения есть такие, которые нам даже и не снились. Например, до седьмого класса ученик не имеет права сам ходить по школе и только в двух старших классах может самостоятельно покидать территорию школы во время большой перемены – и то по специальному письменному разрешению родителей.
С возрастом у американских детей дисциплина повышается, а не падает. Наверное, это начинается с того, что на них не давят в начальной школе. Они и за партами-то в начальной школе почти не сидят. Нет там такого, чтобы крохи-первоклашки сидели весь урок за партой, сложив ручки. По два человека за парту они садятся не раньше, чем в пятом классе. А до тех пор кажется, что у них в школе все, как у нас в детском саду: только играют, “ничего не делают”. И мне так казалось, когда мои младшие сын и дочка пошли в подготовительный класс. Спрашиваю, что сегодня делали? – играли. И завтра – играли. И послезавтра – опять играли! Сколько можно играть, когда же учиться? Но перед зимними каникулами получаю письмо от учителя, где рассказано, что они уже изучили и должны знать и алфавит, и счет до 100, и многое другое. Я удивилась: когда же они все это могли выучить, если все время играли? Но проверила: знают! Узнали в игре.
В начальной школе, до 6 класса, основной учитель один. Он ведет и язык, и литературу, и математику, и историю, и физику, и химию, и географию. Да, в начальной школе они уже изучают основы и физики, и химии. Есть помощник учителя, обычно студент педагогической специальности, чтобы позаниматься с кем-то индивидуально. А чтобы легче научились читать и полюбили чтение – приглашают поучаствовать родителей. Родители приходят, читают детям, дети читают им.
Если возникают сложности с дисциплиной, спокойно обсуждают ситуацию. В старших классах – обязательно с ребенком и родителями, в младших – обычно только с родителями. Ребенку-нарушителю говорят: “У нас с тобой, на наш взгляд, возникла проблема. Ты согласен, что проблема есть, или у тебя другая точка зрения?”. И это не просто слова, на которые ребенок отмалчивается, опустив голову. Если, например, у ребенка конфликт с учителем, он так и скажет, и их, участников конфликта, как можно скорее разведут. Если ребенок соглашается, что проблема есть, ему говорят: “Давай вместе подумаем, как ее исправить. Что, по-твоему, для этого нужно сделать?”.
Кстати, звонки директора школы домой относительно каких-то проблем ученика воспринимаются родителями как знак особого внимания и участия, а не как упреки за «плохое воспитание». Если звонят – значит, хотят помочь, и никак иначе.
По закону школа обязана учить всех, она во всех обязана вложить знания – и в асоциальных детей, и в больных. Это и есть право на образование. Для этого и учат в университетах и на курсах повышения квалификации методикам работы со сложными детьми.
У нас часто можно услышать от родителей и от учителей слова, в которых тлеет конфликт. Учитель: “Ваш ребенок такой-сякой, всем мешает, примите меры!” Родители: “Мы вам ребенка отдали, вы и воспитывайте”. А надо бы, чтобы изначальный настрой был другим: “Дети – наши общие. Если ребенок трудный, поможем ему вместе”.

Евгения ЛАЗАРЕВА

P.S. Естественно, в одной публикации вряд ли возможно охватить все то, о чем говорилось и спорилось в течение пяти часов непрерывного родительского общения. Что-то вызывало удивление, что-то – недоверие. Какие-то идеи казались трудноосуществимыми в российской школе, какие-то – неприемлемыми для нашего менталитета. Но, собственно, никто и не пытался обозначить правильную дорогу. Скорее это были яркие размышления о том, как можно использовать зарубежный опыт в контексте нашей социально-образовательной ситуации, с нашими детьми и нашими педагогами. И то, что наши родители в наше время пытаются внести свой вклад в улучшение качества образования наших детей – само по себе замечательно. И еще замечательнее, что они это делают вместе. Правда же?

Кстати, дискуссии на форумах продолжаются…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru