Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

В России долгие годы было принято оберегать детей от прозы жизни, держать их подальше от материальных расчетов. На пользу или во вред шло ребятам такое воспитание, сегодня рассуждать не имеет смысла. Стихия денежных расчетов, отношений захватила и взрослых, и детей.
В школе, в семье деньги сегодня нередко становятся не только средством взаимной поддержки, но и взаимного шантажа, унижения.
Опыт Америки, Германии, стран, где к деньгам всегда относились внимательно, может оказаться полезным для нас. Он дает повод к размышлениям. Как, не впадая в крайности, приучить ребенка видеть в деньгах плоды труда, вложенных усилий, новых возможностей в жизни? Как сделать деньги средством не разрушения, а созидания личности?
Не случайно в словаре Ушакова синоним денег – «состояние», то, что состоялось, произошло, придает устойчивость нашей жизни.

Кошелек московского школьника

карман не оттягивает

В 11 классе одной московской школы состоялось совершенно ненаучное обсуждение проблемы добывания и траты денег. Вот что выяснилось. Из 15 присутствующих абсолютно все имеют карманные деньги. Основной источник доходов – семья. При этом почти половина подростков получают родительские деньги от случая к случаю, в зависимости от настроения взрослых.
Остальным деньги дают регулярно: пятерым ежемесячно (от ста до тысячи рублей), троим ежедневно (от 20 до 100 рублей).
Странно, что подростки с нерегулярным денежным содержанием практически не пытаются изменить ситуацию. Лишь одна девочка в этой группе зарабатывает сама, объясняя непонятные разделы математики и химии детям из знакомых семей. А шесть человек довольствуются денежными подарками от родственников и сдачей, оставшейся в кошельке после того, как мама послала в магазин за хлебом и кефиром.
Те старшеклассники, кому семейное жалованье выплачивают без задержек, обращаются с деньгами довольно осмотрительно: рассчитывают так, чтобы хватило на все необходимое, копят на крупные радости, например, на концерт Витаса или на одежду. Они зарабатывают и сами, не желая ограничивать потребности размерами родительского кошелька. Один мальчик выигрывает в компьютерных клубах, другой собирает подписи в поддержку политических партий. Не важно каких – лишь бы платили. Есть мастер по ремонту компьютерной и другой техники, есть девочка-фотомодель. Двое активно подрабатывают в каникулы: на рынке и на фирме у друзей.
Все 15 человек готовы работать, но они чувствуют, что в большом мире, за пределами школы, ситуация для них небезопасная. Рабочих мест мало, желающих обмануть – полно.
На что идут карманные деньги 11-классников?
Львиная доля – на еду! Это первая или вторая статья расходов у всех! Школа кормит плохо и мало, дома тоже не всегда вкусно и много.
Мальчики признаются, что много денег уходит на сигареты и алкоголь. Увы! Девочки скидываются на выпивку по праздникам.
Мальчики покупают активно компьютерные, музыкальные новинки, девочки – косметику, побрякушки. Культурные потребности (книги, выставки, театры) готовы оплачивать из своих денег только трое. Двое считают, что много тратят на друзей, подарки, угощение. Одна самостоятельная девушка сама покупает себе одежду.
Насколько этот ненаучный разговор с пятнадцатью случайно собравшимися старшеклассниками отражает ситуацию в Москве? В России? Не знаю. Зато начинаю понимать, чем отличаются мои ученики от своих западных сверстников.

Людмила ПЕЧАТНИКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru