Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Школьная травма. Школа как фактор риска. Мы совершенно всерьез обсуждаем эту тему на страницах газеты. Не травму носа на перемене, а травму детской души, возникшую от неумелости или агрессии взрослого, другого ребенка. Дети проводят в школе полжизни. Есть такой предмет в программе – «основы безопасности жизнедеятельности», попросту ОБЖ. Дети сдают зачеты и получают отметки. Но нам кажется, должен быть еще один предмет – «основы школьной безопасности и жизнедеятельности», напоминающий нам, какой должна быть школа, чтобы учить, а не калечить ребенка. И экзамены по этому предмету придется сдавать взрослым, поскольку от них зависит детская жизнь. Поскольку оказывается, что в школе ребенка, особенно маленького, ежедневно подстерегают нешуточные опасности, что тембр учительского голоса может быть убийственным, так же как и не вовремя нарисованное «солнышко» в тетради первоклассника на полях. Оказывается, что и родители не стоят в стороне, а выбирают теперь школу, руководствуясь во многом и безопасностью (душевной в первую очередь) своего ребенка.
Мария АНДРЕЕВА,
психолог-гештальттерапевт

Четыре первоклассные ловушки

Как происходят психологические травмы в начальной школе

Какие опасности подстерегают психику ребенка в первые школьные годы?

Опасность первая. Оценка

До возраста 7–8 лет ребенок не отделяет себя от отметки. Ребенку кажется, что учитель оценивает его как человек человека – насколько ты ценен, хорош, умен, любим, наконец.
Сейчас эта опасность несколько теряет свою остроту. Взрослые (и учителя, и родители) настолько хорошо осведомлены об этой особенности детской психики, что уделяют достаточно внимания профилактике возможных «ранений».
И все же, что может оказаться травматичным? В первую очередь несправедливость. Причем для ребенка такого возраста справедливость оценки определяется зачастую не тем, соответствует ли качество работы оценке, а тем, оценены ли его старания, труд, напряжение, которые потребовались, чтобы эту работу выполнить.

Опасность вторая. Неуспешность

Школа вводит в жизнь ребенка новое требование – быть успешным. Конечно, и раньше ребенок мог учиться музыке, заниматься спортом и просто расти дома, где от него требуют определенного (хорошего) результата. Но если он не живет в интернате спортивной школы, то эти требования все-таки носят второстепенный характер, не определяют его жизни. Никто не спрашивает при знакомстве или редкой встрече: «Ну как, ты уже занимаешься плаванием (борьбой, музыкой)? За сколько ты проплываешь стометровку?». Как только ребенок достигает школьного возраста, ситуация меняется. Всех начинает интересовать, пошел ли он уже в школу и «ну как у него там». Под этим «ну как» подразумевается многое, но для ребенка это означает одно – теперь он должен (должностные обязанности ученика всем хорошо известны). И все то, что он должен, он должен делать хорошо.
Хорошо, если ребенок уверен в себе, контактен и быстро соображает. А если нет? Здесь растерялся, там недопонял, тут не переспросил. Факт, что ты в чем-то проиграл, сам по себе неприятен. А представьте, что это повторяется каждый день? Уже через неделю у ребенка (особенно если ребенок склонен уважать мнение старших) может возникнуть ощущение, что он НИЧЕГО не помнит, не успевает, не понимает и не делает хорошо. Очень скоро наступит отчаяние – «у меня это никогда не получится, зачем стараться». Так формируется синдром хронической неуспешности.
Прежде чем требовать результата, необходимо научить ребенка той новой деятельности, к которой он приступает. Родителям – научить ходить в школу, собирать каждый день портфель, вовремя делать уроки и вовремя останавливаться, если устал и «больше не могу». Учителям – научить слушать и слышать, поднимать руку, видеть доску, отпрашиваться в туалет, переспрашивать то, что непонятно. Потом – пользоваться учебником, тетрадью, дневником. То есть научить тому, что входит в понятие «учебная деятельность».
Важно не обесценивать того, что ребенок уже хорошо умеет – ездить на велосипеде, придумывать игры со сверстниками, складывать пазлы, рисовать, лепить. Математика и русский – это важно, но не является для ребенка смыслом жизни.

Опасность третья. Несовпадение с учителем

Я обращаю ваше внимание на то, что говорю сейчас не о «трудных» детях, которые готовы поссориться везде и со всеми, а о тех ситуациях, когда вы видите, что ребенок не виноват. И вы не виноваты. Просто не складывается у вас что-то, и все. Или ребенок может вызывать у вас совершенно безотчетное раздражение – как входит в класс, как говорит.
Ситуация усугубляется, если в начальной школе нет предметников и учитель – один на все 4 года как данность. Игнорировать такую ситуацию по принципу «стерпится – слюбится» довольно опасно. Ребенок «не подходит» учителю просто потому, что он – такой. Как он себя при этом чувствует – можно себе представить.
Если ваш профессионализм не позволяет вам отказаться от ребенка, с которым не можете найти контакт, то ищите его. Только имейте в виду, что ваше настоящее отношение ребенок обязательно почувствует, как бы вы ни держали себя в руках. И тогда лучше честно сказать: «Что-то мне трудно бывает тебя понять. Может быть, ты мне поможешь с тобой подружиться?».
Если вы не видите возможности наладить контакт, то найдите возможность перевести ребенка к другому преподавателю до того, как ситуация станет конфликтной.

Опасность четвертая. Неопытность в разрешении конфликтов

Пока ребенок ходит в детский сад – он все время на глазах у взрослых. Воспитатель присматривает за детьми постоянно, а мама приходит и интересуется: «ну как он сегодня», имея в виду все – как ел, спал, играл, как у него настроение и как у него с друзьями. Когда ребенок попадает в школу, уровень контроля взрослых на порядок снижается. В фокусе оказывается его учебная деятельность, а собственно жизнь в школе, что называется, «уходит в фон». А выходит оттуда, когда уже в ход идут кулаки, льются слезы, утром перед школой ребенка рвет, а после школы к вам подлетает разъяренная или перепуганная мамочка.
Мне кажется, конфликты детей в начальной школе требуют очень внимательного и бережного подхода, поскольку характеры детей только формируются, а наше (взрослое) влияние еще велико. Дети нуждаются в нашем опыте, здравомыслии, защите и справедливости и еще верят нам и в нас.
Они идут на открытый конфликт тогда, когда у них нет другого выхода и способа справиться с напряжением. И страдающие стороны – обе. Нет ничего хуже (и проще), чем бросить детей в этой ситуации под лозунгом «должны уметь разбираться сами» или на скорую руку наказать того, кто выглядит виновным. Самым травматичным здесь для ребенка оказываются беззащитность и безвыходность, если вместо помощи от взрослого он получает нагоняй или вообще оказывается проигнорированным.
Самая лучшая профилактика психологических травм детей – это внимание учителя. Когда вы смотрите на тетради учеников, вы видите их успехи, их трудности, их старание или усталость, а когда вы смотрите на самих детей, вы обязательно увидите испуганные, растерянные или горящие глаза.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru