Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Делай с нами, делай как мы

wpe154.jpg (10455 bytes)
Камин А.Л.
Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. 7-й класс.
– Ростов н/Д: Феникс, 2003

Когда-то автор этой заметки попал первый раз на тренировку секции скалолазания. И увидев, как люди вспархивают по скале, показавшейся со страху вертикальной, совершенно обомлел и спросил у местного гуру, мастера спорта: “Как научиться так лазить?” Гуру недоуменно пожал плечами и изрек: “Ну-у... смотри, как лазаем мы...” И вспорхнул.
Так вот, один из глобальных проколов современного российского образования – полная схоластичность. С умилением вспоминаю уроки пения и рисования: на них мы что-то делали. Рисунок можно было принести домой и обрадовать маму. Это было нечто, вынесенное из школы в мир. Закон Ньютона школьник из школы не выносит. Лучший способ объяснить законы механики – отправить наших школьников в каменный век. Уравнение полета копья будет усвоено в первой же охоте. А киска поставит двойки нерадивым.
Но пока не изобретена машина времени, придется довольствоваться книгами, в частности, такими, как «Физика» А.Л.Камина. В ней физика преподносится как процесс решения задач – бытовых (почему становится сухим песок, если на него наступить) или игровых (как Левша мог бы подковать блоху), но в любом случае реальных (конструкция нейробластера и машина времени с полиходовой темпоральной передачей не рассматриваются). (Для полноты картины заметим, что задачник Уокера, по сути дела, являлся такой же книгой, но а) много более сложной; б) не содержащей апелляций к литературе. Можно упомянуть и «задачи Капицы» (Петра Леонидовича), которые, впрочем, лежат в значительной мере не в сфере быта, а в сфере физики.) Собственно, у нас нет других способов продемонстрировать школьникам работу физики, кроме как на примере бытовых и научных задач. И маленьким, но удачным шагом в этом направлении является рецензируемое пособие.
Перейдем к ложке с замечаниями. На книге проставлен один автор, в тексте везде употребляется «мы» и «авторы», в предисловии ко второй части указаны два автора. «Моя не понимай».
В школьном фольклоре могут быть любые глупости, но выстраивать ряд “110-220-440 Вольт” не надо. Фольклор можно и отредактировать – 127-220-380. Или хотя бы дать комментарий.
Полиграфия неудовлетворительна, а если нельзя было сделать лучше, следовало бы заменить фото на штриховые изображения. Иначе получается смешно, к тому же просто невозможно решить некоторые задачи. Не повезло таблицам: в них есть ошибки (на стр. 51 и 66). Странно выглядит список «важных событий», в котором в одном ряду перечислены: покорение огня, появление посуды, солнечных часов, колеса и дни рождения Петра I, Екатерины II и читателя. Что за нарциссизм? И Александр Македонский, конечно, великий человек, но колесо он все же не изобрел. Кстати, о Екатерине II. Политкорректность автора заслуживает самой высокой похвалы: например, повествуя об антиподах, он пишет не «европеец и американец», а «европеец и американка». Формально ошибки нет, жительница Чили или Аргентины тоже американка, но автор должен учитывать, как именно его поймет ученик.
Появление электрических ламп не связано с работами Максвелла. Оса не может проткнуть сталь жалом не потому, что жалу не хватает прочности, а потому, что материалу жала не хватает твердости. Эффективность стрельбы по торпеде низка вовсе не из-за рикошетирования от воды.
Наверное, список можно продолжить, но не хочется – книгу гораздо интереснее читать, а что касается ошибок, то призвать самих школьников их искать будет очень “в стиле” самой книги.
Для равновесия упомянем симпатичные рисунки, замечательные эпиграфы и множество скрытых цитат. Отсюда предложение: у всех таких цитат поставить вопрос “откуда цитата?”. Пусть учитель возрыдает, что не всю мировую литературу прочел и не всех бардов прослушал. Пусть захочет прочесть и прослушать.

Леонид АШКИНАЗИ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru