Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Прикинуться глупеньким, чтоб меньше требовали

Почему подросток не хочет учиться?

Есть у родителей такая особенность: они редко приходят поговорить с классным руководителем ребенка. Чаще прибегают, когда есть повод для паники или по вызову директора. А ведь спокойный разговор с педагогом без пожарной тревоги – вещь чрезвычайно полезная. Вы раскроете некие невидимые вам ранее стороны поведения ребенка и познакомитесь с человеком, направляющим и воспитывающим дитя в ваше отсутствие.
Мы разговариваем с классным руководителем 10 класса самой обычной московской школы, учителем физики Александром РЖАНОВЫМ. И тема у нас тоже самая обычная: подросток, родитель, школа.

– Александр Владимирович, вы почти сорок лет работаете с детьми, как вы думаете, все дети проходят сквозь тернии подросткового возраста?
– Совершенно не обязательно. Если дома у ребенка доброжелательные отношения были нормой, проблем с подростком будет мало. По моему мнению, основным воспитателем все же является семья, школа здесь только помощник.
Как бы мама ни устала, она все равно найдет минуточку спросить, как дела, что в школе, где был, что нового узнал. Я прекрасно представляю степень родительской загруженности работой и бытом. Но пусть уборке и борщам (лучше бы это тоже делать с ребенком вместе) посвящается суббота. А вот в воскресенье нужно обязательно куда-нибудь сходить: в театр, на выставку, просто в парк погулять. Это необходимое ребенку внимание.
Иногда спросишь в классе: кто за последние полгода был с отцом или с мамой в театре? Поднимутся две руки из двадцати пяти. Если родители не развивают ребенка, что может сделать школа в современных нищенских условиях? Ну схожу я с ними два раза на выставку, в театр, музей…
– Некоторые дети после 13 лет стесняются ходить куда-либо вместе с родителями, выросли…
– Если культпоходы выходного дня заведены с детства, то подростки с удовольствием пойдут в интересное место с папой и мамой. А потребность узнавать новое не только из «ящика» станет привычкой.
Я думаю, сегодня наша большая проблема в том, что вторую половину дня дети предоставлены сами себе. Родители, даже бабушки, добывают кусок хлеба. Подросток гуляет. А в школе… в лучшем случае можно после уроков поиграть в волейбол или в футбол. Куда ребенок может пойти? Причем не маленький – подросток. Разве может он где-то заняться фотографией, радиоделом, моделированием? Покачать мышцы в тренажерном зале, покататься на скейтборде, поиграть в теннис – плати. Есть подростковый театр, но сколько он может охватить? Вот и получается, что определены к делу после школы только дети платежеспособных родителей.
И тем не менее взрослым стоит быть более инициативным и предлагать детям идеи интересных и познавательных маршрутов. Однако прежде чем тянуть ребенка куда-то, надо разобраться в его способностях, внушить ему большое желание.
– Верно ли, что, например, в восьмом классе дети более трудные, чем в десятом-одиннадцатом?
– Можно отметить, что среди 11-х классов, когда дети ориентированы на получение дальнейшего образования, определенной специальности, шпаны мало. Хотят поступить в вуз – ходят два-три раза в неделю на подготовительные курсы. Появился четкий мотив что-то сделать, чего-то достигнуть. А вот восьмиклашки? Если в школе, как у нас, создаются 8-е классы с углубленным изучением того или иного предмета, проблем с этими детьми меньше. А обычный класс – это усиленная работа педагога. И опять же здесь могут помочь родители. Всем хочется, чтобы какая-то часть нашей жизненной мудрости досталась детям по наследству, а не за счет их расшибленных лбов, самолюбия, идеалов. Но для этого ребенок должен верить родительским словам и видеть, что эти слова не расходятся с делами. Доверительность не уживается со страхом. Трудно помочь в учебе, если ребенок боится сказать, что не понимает, не умеет, получил плохую оценку.
– Ощущаете ли вы помощь семей непосредственно в обучении ребенка?
– Иногда меня просто озадачивает легкомысленное отношение родителей к базовым школьным знаниям. Считают, наймем тетку по математике за двести рублей за занятие, у сына тройка будет, а потом пристроим его куда-нибудь в институт. Дети привыкают, что без каких-либо умственных усилий все равно получат в четверти три. Нежелание себя утруждать доходит до того, что ребенок не в состоянии пересказать текст! Две девочки сказали мне дословно следующее: ”Чего я буду выпендриваться, трешку и так поставят. А с дураков меньший спрос”. Появилась такая тенденция: прикинуться глупеньким, чтобы меньше требовали.
Родители не всегда понимают, что без системы знаний, без навыка “трудиться черепом”, без привычной потребности в новой информации никогда и ничему ребенок после школы учиться не будет.
– Сейчас во многих семьях есть домашние компьютеры. С точки зрения учителя – польза это или помеха?
– К сожалению, не все родители представляют, какую роль в развитии ребенка может играть компьютер. Спросишь в классе, у кого есть “комп”. Почти у всех. А у кого есть обучающие программы по физике, математике, химии? А ведь в классе висит на стенде список нужных по программе CD-дисков, пожалуйста! И я предлагаю их посмотреть, переписать. Даже на день рождения ученикам своего класса традиционно делаю подарок – обучающий диск.
Компьютер такой же школьный инструмент, как ручка, книга. А дети сидят по четыре часа в чатах или учатся “убивать”. К счастью, на экране.
Тут бы маме и сказать: “Сына, прежде чем залезть в Инет, почитай-ка теорию по химии, ответь на вопросы”.
Электронный учебник с тестовыми вопросами – это богатейшее подспорье, которое большинство школ, к сожалению, пока не использует.
Или вот еще, когда ребенку лень самостоятельно писать реферат, он находит готовый в Интернете. Распечатывает и выдает за свое. А это уже звоночек о формировании у ребенка элементов непорядочности. Тут учитель четко должен отслеживать материал, своевременно пресекать попытки ребенка выдать чужой интеллектуальный труд за свой.
Внушить, что компьютер – инструмент познания, это тоже нелегкая задача родителя.
– Как оттащить от монитора ребенка, днями и ночами пропадающего в чатах?
– Разговаривать! “Солнце мое, вредно столько сидеть у монитора. Маме не веришь, давай книжку дам, у врача спросим. Это же напряжение зрения, психологическая нагрузка”. Можно договориться иначе: на Интернет выделяем максимум 2 часа, и перед тем как чатиться, будь любезен, посети исторический сайт. Позже можно спросить: “Что узнал нового?” И не для того, чтобы отчитаться перед мамой, а для себя. “Общался? Просто общался? Но ведь общение должно приносить пользу, совершенствовать интеллект. Ты же умный у меня ребенок”.
– А если родитель вдруг перестал быть авторитетом подростка?
– Тогда путь один: анализировать себя, свои поступки, думать, из-за чего это произошло. Значит, где-то родитель был резок, где-то не выслушал, где-то не обратил внимания, словом, потерялся контакт. Скорее всего кое-кто был невнимательным, нервным, занятым. Ребенок нуждался в тепле, а вы не заметили. В любом случае нужно разговаривать в открытую, не бояться извиниться, если вы не правы. Даже если нагрубили, когда ребенок вывел вас из себя, – извинитесь, ведь голос повысили вы, и сильнее вы, и разумней, между прочим.
Если ребенок дерзит, значит, у него была возможность услышать такой тон дома. Значит, папа был груб с мамой, мама с ребенком.
Доктор, прежде чем лечит, ставит диагноз. Родитель при возникновении проблемы с ребенком должен установить, в чем он “прокололся”. И учитель обязан грамотно искать истоки проблемы с ребенком, помогая родителям.

Беседовала Светлана ПОПОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru