Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЫСТАВКЕ 

Юрий ГЕРЧУК

Чеканная четкость штриха

Пять веков офорта в Музее имени Пушкина

РЕМБРАНДТ. ТРИ ДЕРЕВА. 1643 Г.

РЕМБРАНДТ. ТРИ ДЕРЕВА. 1643 Г.

Выставка впечатляет своим размахом, но сначала – что такое офорт?
Для неспециалиста эта техника часто загадочна, между тем, чтобы любоваться сложным, мастерски исполненным офортом, ощутить его тонкую красоту, полезно знать, как она достигается. Офорт – один из видов гравюры на металле. В XV столетии мастера-оружейники украшали свои изделия узорами с помощью резца, оставлявшего на твердом материале упругие, четкие линии. Чтобы сохранить для памяти удачный рисунок, проведенные резцом борозды можно было заполнить краской и отпечатать на бумаге. Так родилась резцовая гравюра. А несколько позже углублять линии рисунка в металл научились, не прилагая к инструменту большую физическую силу. Полированную дощечку покрывают специальным лаком, по которому рисуют иглой. Готовый рисунок протравливают кислотой, разъедающей металл в тех местах, где прорезан иглой защитный слой лака. В углубленные таким образом линии рисунка, смыв лак, забивают краску, тщательно стираемую с поверхности доски. На специальном станке печатаются оттиски – до нескольких сотен листов.
Вот это и есть офорт – гравюра с помощью травления. Офорт – гибкая техника. Игла легко скользит по доске, не встречая сопротивления, линия лишена упругой энергии, свойственной резцовой гравюре, края ее, разъеденные кислотой, нерезки.
Травление можно повторять, последовательно перекрывая лаком отдельные части рисунка. Дольше протравленные линии получают черноту и бархатистость, другие остаются воздушными, легкими. Это позволяет ясно разделять пространственные планы в изображении и усиливать свет, углубляя клубящиеся тени. Позднее появились еще различные усовершенствования, позволяющие пользоваться гладким или зернистым тоном (лавис, акватинта), имитировать карандашный рисунок и так далее.
Живописное богатство тона, воздушность и быстрота исполнения сделали офорт излюбленной гравюрной техникой многих живописцев, в том числе и таких великих мастеров, как Рембрандт и Гойя. Именно они подарили офорту новые выразительные возможности, превратив его из способа репродуцировать живопись (для чего он в прошлом больше всего и применялся) в самостоятельную область мирового искусства.
Самые ранние успехи этого искусства, относящиеся к началу ХVI века, представлены на выставке в Музее изобразительных искусств имени Пушкина четырьмя великолепными листами Альбрехта Дюрера. Великий мастер резцовой гравюры на металле, Дюрер в офорте, к которому он смог обратиться лишь в свои поздние годы, сохраняет строгую пластичность и чеканную четкость штриха.
XVII столетие – «золотой век» офорта – показано широко и многообразно. Среди многих славных имен главные здесь – Калло и Рембрандт. Француз Жак Калло – первый из больших европейских мастеров, для кого графика стала основным видом творчества. Великолепный рисовальщик, мастер отточенного, острого жеста, он наполнял свои листы множеством то по-балетному изящных, то гротескных персонажей. В наследии Рембрандта офорты не менее значимы, чем живопись. В сгущенной атмосфере его листов, наполненных подвижными столкновениями сияющего света и глубоких, клубящихся теней, развертываются психологические и моральные драмы библейских персонажей.

Ф.ГОЙЯ. ЛЕТАЮЩИЕ ЛЮДИ. Около 1819 Г.

Ф.ГОЙЯ. ЛЕТАЮЩИЕ ЛЮДИ. Около 1819 Г.

Совсем иной – прозрачный и легкий, условный мир античных нимф и сатиров встречает зрителя в изящно набросанных иглой фантазиях – «каприччи» – итальянского мастера декоративной живописи XVIII века Тьеполо. Вершиной мировой архитектурной фантастики того же века стала величавая и мрачная серия «Тюрьмы» итальянца Пиранези, но он же лучше всех передавал в своих громадных листах, сияющих серебристой светотенью, меланхолическую красоту упрямо сопротивляющихся времени подлинных памятников античности – руин римского форума и греческих храмов в Пестуме.
С начала XVIII века искусство офорта развивается и в России. Вслед за серебристо-прозрачными листами А.Зубова, запечатлевшими первые нарядные здания новой столицы на Неве и первые победы русского флота, на выставке можно увидеть лучшие офорты русских мастеров XIX и начала ХХ в.
Рубеж XVIII и XIX веков отмечен сумрачными сериями офортов великого испанца Ф.Гойи, сопрягающими драматизм обыденной жизни и ужасы жестокой войны с язвительной сатирой и жутковатой, мрачной фантастикой. Столетие спустя его страсть и пафос будут подхвачены в неистово экспрессивных сериях немецкой художницы К.Кольвиц. А в огромных, сочно протравленных листах англичанин Ф.Бренгвин пытается возродить монументальное величие офортов Пиранези.
Для великих новаторов ХХ в. классический офорт – большею частью лишь одно из многих средств творческого самовыражения. На выставке можно увидеть изобретательные, нервно-экспрессивные листы П.Пикассо, очерченные плавной, точной линией женские образы А.Матисса, виртуозно-манерную графику С.Дали, гротескные иллюстрации М.Шагала к «Мертвым душам» Гоголя и к Библии. «Авангардным» крылом представлена на выставке и новейшая русская графика – листами Д.Плавинского, Д.Лиона, О.Кудряшова, совсем недавними (2000 года) цветными абстракциями Н.Заровной.
Характерная особенность этой на редкость богатой и красивой выставки – безусловное преобладание самостоятельного, творческого офорта над репродукционным, господствовавшим до конца XVIII века, имевшим свои немалые достоинства, весьма помогавшие обогащению и развитию изобразительных возможностей техники офорта. Такова была принципиальная концепция когда-то задумавшего и тщательно готовившего выставку замечательного знатока гравюры, покойного ныне искусствоведа Е.С.Левитина. Выставка посвящена его памяти и открывается небольшой витриной с изданиями его трудов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru