ЯЗЫКИ ШКОЛЫ
Школа многоголоса
В ней – смешение языков, которые часто
совсем не понимают друг друга. И часто
взаимонепереводимы.
Есть язык детей – он очень разный. Он – один на
уроках и совсем другой – за пределами школы или
на переменах. Дети будто раздвоены, но давно к
этому привыкли – таковы правила школы. Урок –
это не место, где востребована твоя речь, это не
место, где нужно быть самим собой. Урок – это игра
с определенными правилами. В том числе языковыми.
Но так же раздвоены и учителя. Один язык – на
уроке. Совсем другой и о другом – в учительской.
Двойной стандарт, фальшь, лицемерие – и вовсе не
потому, что учителя плохи, а потому, что таковы
задаваемые школой правила игры.
Слава Богу, всегда находятся учителя, которые
взрывают этот «двойной стандарт». И тогда
возникает самый важный школьный язык – язык
живого педагогического действия. Тот яркий и
своеобразный язык общения учителей и учеников, в
котором только и возникает ощущение подлинности,
ощущение настоящей жизни.
Увы, слишком часто этот живой язык, так нужный
учителям и детям, приходится шифровать и прятать.
Потому что инструкции предписывают учителю
говорить не на своем собственном языке, а на
языке универсальных методических канонов и
стандартов – своеобразном «эсперанто»,
позволяющем добиваться четко запланированных
учебных результатов. Этот язык конечно же
полезен, но слишком часто он подменяет живой и
открытый диалог (в котором только и совершается
настоящее развитие) теми или иными «эффективными
схемами». Схемы-то эффективны, да вот только это
тот случай, когда в «правильном языке» умирает
живая речь. А живое развитие подменяется учебным
процессом.
А еще есть язык школьной и надшкольной
бюрократии – выморочный язык мертвой
педагогической отчетности. Никакой учитель,
никакой директор не ответит на вопрос, когда и
зачем придуман этот язык, но все вынуждены время
от времени им пользоваться. Этот язык ничего не
позволяет понять в том, что реально происходит в
школе, но обладает какой-то самодостаточной
энергией. Реальное смысловое содержание слов и
конструкций этого языка давно утеряно, однако
формулы его воспроизводятся из года в год с
ритуальной неумолимостью.
Но самый загадочный школьный язык – язык так
называемой научной педагогики.
Загадочность этого языка заключается в том, что
он по своей сути призван описывать содержание
происходящих в школе процессов. Быть понятийным
зеркалом школьных проблем – то бишь средством
понимания тех процессов, которые происходят в
школе. Быть интеллектуальной опорой для
учителей, пытающихся разобраться в логике
внутришкольных процессов. Однако в реальности
это самый «птичий» язык. Странный язык
педагогических формул, который для реальных
учителей существует как тарабарская вязь слов.
Кто скажет, что педагогическая наука не
стремится в школу? Еще как стремится! Но вовсе не
затем, чтобы помочь школе разобраться в том, что с
нею происходит, не затем, чтобы поставить перед
школой зеркало, в котором отразились бы и
сфокусировались глубинные школьные проблемы, а
затем, чтобы написать очередную диссертацию или
просто чуть-чуть подзаработать.
Нет, конечно, это не про всю науку. Всегда были
профессионалы, чья работа позволяла хотя бы
чуть-чуть продвинуться в понимании сущности и
природы школы, но не они задавали и задают
тенденцию. Тенденцию задают специалисты по
«высоконаучному стилю», когда с помощью
всяческих нагромождений ученых слов описываются
пустые множества смыслов.
В рамках бюрократически вводимой «моды на науку»
тысячи школ тратят силы и время на создание неких
«научных концепций» своего развития – вводят
должности «заместителей по науке», приглашают
уважаемых докторов наук, пишут толстенные
«кирпичи»... Но много ли найдется школ и учителей,
для которых это взаимодействие с «большой
наукой» помогло хоть что-то понять в реальном
процессе школьной жизни? Показатель простой и
очевидный: какому учителю придет в голову по
собственной инициативе читать соответствующие
научные гроссбухи?
Но для кого в таком случае эти научные гроссбухи
составляются? Опять же – для мертвой
бюрократической отчетности. Такой вот замкнутый
круг.
...А столпотворение продолжается – мы упорно
продолжаем строить свою башню в небо, именуемую
школой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|