Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЯЗЫКИ ШКОЛЫ 
 

Школа многоголоса

В ней – смешение языков, которые часто совсем не понимают друг друга. И часто взаимонепереводимы.
Есть язык детей – он очень разный. Он – один на уроках и совсем другой – за пределами школы или на переменах. Дети будто раздвоены, но давно к этому привыкли – таковы правила школы. Урок – это не место, где востребована твоя речь, это не место, где нужно быть самим собой. Урок – это игра с определенными правилами. В том числе языковыми.
Но так же раздвоены и учителя. Один язык – на уроке. Совсем другой и о другом – в учительской. Двойной стандарт, фальшь, лицемерие – и вовсе не потому, что учителя плохи, а потому, что таковы задаваемые школой правила игры.
Слава Богу, всегда находятся учителя, которые взрывают этот «двойной стандарт». И тогда возникает самый важный школьный язык – язык живого педагогического действия. Тот яркий и своеобразный язык общения учителей и учеников, в котором только и возникает ощущение подлинности, ощущение настоящей жизни.
Увы, слишком часто этот живой язык, так нужный учителям и детям, приходится шифровать и прятать. Потому что инструкции предписывают учителю говорить не на своем собственном языке, а на языке универсальных методических канонов и стандартов – своеобразном «эсперанто», позволяющем добиваться четко запланированных учебных результатов. Этот язык конечно же полезен, но слишком часто он подменяет живой и открытый диалог (в котором только и совершается настоящее развитие) теми или иными «эффективными схемами». Схемы-то эффективны, да вот только это тот случай, когда в «правильном языке» умирает живая речь. А живое развитие подменяется учебным процессом.
А еще есть язык школьной и надшкольной бюрократии – выморочный язык мертвой педагогической отчетности. Никакой учитель, никакой директор не ответит на вопрос, когда и зачем придуман этот язык, но все вынуждены время от времени им пользоваться. Этот язык ничего не позволяет понять в том, что реально происходит в школе, но обладает какой-то самодостаточной энергией. Реальное смысловое содержание слов и конструкций этого языка давно утеряно, однако формулы его воспроизводятся из года в год с ритуальной неумолимостью.
Но самый загадочный школьный язык – язык так называемой научной педагогики.
Загадочность этого языка заключается в том, что он по своей сути призван описывать содержание происходящих в школе процессов. Быть понятийным зеркалом школьных проблем – то бишь средством понимания тех процессов, которые происходят в школе. Быть интеллектуальной опорой для учителей, пытающихся разобраться в логике внутришкольных процессов. Однако в реальности это самый «птичий» язык. Странный язык педагогических формул, который для реальных учителей существует как тарабарская вязь слов.
Кто скажет, что педагогическая наука не стремится в школу? Еще как стремится! Но вовсе не затем, чтобы помочь школе разобраться в том, что с нею происходит, не затем, чтобы поставить перед школой зеркало, в котором отразились бы и сфокусировались глубинные школьные проблемы, а затем, чтобы написать очередную диссертацию или просто чуть-чуть подзаработать.
Нет, конечно, это не про всю науку. Всегда были профессионалы, чья работа позволяла хотя бы чуть-чуть продвинуться в понимании сущности и природы школы, но не они задавали и задают тенденцию. Тенденцию задают специалисты по «высоконаучному стилю», когда с помощью всяческих нагромождений ученых слов описываются пустые множества смыслов.

В рамках бюрократически вводимой «моды на науку» тысячи школ тратят силы и время на создание неких «научных концепций» своего развития – вводят должности «заместителей по науке», приглашают уважаемых докторов наук, пишут толстенные «кирпичи»... Но много ли найдется школ и учителей, для которых это взаимодействие с «большой наукой» помогло хоть что-то понять в реальном процессе школьной жизни? Показатель простой и очевидный: какому учителю придет в голову по собственной инициативе читать соответствующие научные гроссбухи?
Но для кого в таком случае эти научные гроссбухи составляются? Опять же – для мертвой бюрократической отчетности. Такой вот замкнутый круг.
...А столпотворение продолжается – мы упорно продолжаем строить свою башню в небо, именуемую школой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru