Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Новые книги


БЕНЕДИКТ САРНОВ.
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ,
или Новые похождениz знакомых героев.
Книга для школьников и учителей.
Москва. “Текст”, 2003

Книга Бенедикта Сарнова – это настоящее литературное расследование, в котором в живой и доступной форме раскрываются секреты писательского ремесла. Насыщенная примерами из школьной программы, она рассказывает о взаимоотношениях прототипа и персонажа, разъясняет, чем фабула отличается от сюжета, показывает, как в художественном отражении реальности воплощается авторская мысль.
В первой части книги секреты творчества раскрываются в беседах Шерлока Холмса и доктора Ватсона – это занимательная стилизация: расследования знаменитых сыщиков, переквалифицировавшихся в литературоведов. В главе “Прототип и литературный герой” Бенедикт Сарнов устами Шерлока Холмса говорит: “…Многие писатели, наверное, и понапридумывали обо всех этих персонажах своих книг. Но ведь что-то же, наверное, все-таки было? С кого-то же срисовывали они все эти портреты, как это делает портретист-живописец, когда рисует, как говорят в таких случаях, с натуры? Но писатели работают не так, как живописцы или скульпторы. Никаких “натурщиков” и “натурщиц” у них не бывает… Художественная литература – это ведь не физика и не математика... Пыль впечатлений слежалась в камень. И из этого камня художник высекает тот образ, который сложился в его душе”.
На примерах жизненных ситуаций и характеров исторических лиц (Наполеона, Кутузова, Багратиона…) и неисторических героев (князя Андрея, Пьера Безухова, семейства Ростовых…) романа Л.Н.Толстого “Война и мир” Бенедикт Сарнов показывает, как преображается реальная натура под пером писателя. Он приобщает читателя к тонкому литературоведческому анализу, кажется, совершенно понятных классических произведений русских писателей и показывает, что эта “понятность” иллюзорна, что требуется высокое интеллектуальное напряжение для того, чтобы освободиться от поверхностных взглядов и банальных рассуждений.
В главе “Жизненный факт и художественный сюжет” раскрываются не только истоки сюжетов “Анны Карениной” Л.Н.Толстого и “Сказки о Золотом петушке” А.С.Пушкина, но и рассказывается о драматических ситуациях в жизни великих писателей. О том, как эти ситуации и переживания писателей вплетаются в канву их произведений, о том, как можно вслед за Анной Ахматовой разглядеть “второй семантический план” детской сказки. Привлекая к своим рассуждениям первый вариант “Войны и мира”, Бенедикт Сарнов раскрывает не только художественные причины изменения первоначальных планов писателя, но и юридические, и бытовые особенности жизни людей прошлых веков, о которых современный читатель мог и не подозревать.
Во второй части книги “Магический кристалл” собеседником автора становится воображаемый “Тугодум” – неистощимый на вопросы дотошный читатель. Здесь обсуждаются очень важные для понимания литературы проблемы – различие между фабулой и сюжетом, особенности законов художественного творчества, динамика авторской мысли, соотношение между правдой частного случая и правдой жизни.
На примерах пушкинской “Капитанской дочки”, драмы Л.Н. Толстого “Живой труп”, романа Александра Дюма “Граф Монте-Кристо” Бенедикт Сарнов показывает, как сюжет взаимодействует с характерами героев произведения, помогает этим характерам выясниться, проявиться. И с другой стороны, “не только сюжет проявляет характер, но и характер, проявляясь, все отчетливее вырисовываясь в сознании художника, видоизменяет, ломает, а иногда так даже и взрывает первоначально придуманный писателем или взятым им прямо из жизни сюжет”.
В главе “Художественный образ” Бенедикт Сарнов пишет, что “художественный образ – это не просто отражение или воссоздание средствами искусства некой жизненной реальности, но прежде всего – запечатленная, воплощенная в этом художественном отражении реальности авторская мысль”. И показывает это на примерах тех художественных образов, имена которых стали нарицательными. Это Гамлет, Обломов, Базаров, Хлестаков, даже Остап Бендер – живые люди, характеры которых не укладываются ни в какие рамки.
В воображаемых спектаклях-расследованиях, которые достойны постановки в школьных театрах, автор убедительно доказывает, что бессмысленны попытки подогнать художественный образ под какую-то одну мысль, под какое-то одно определенное суждение, что надо отказаться от любых этикеток, ярлыков, любых готовых определений. “Художественный образ по самой природе своей – многозначен. И в этой многозначности как раз не слабость его, а сила”, – пишет автор.
В заключение автор пишет, что художественный образ рождается у каждого – и у писателя, и у читателя – свой. Потому-то и существуют всемирно известные – “бродячие сюжеты” и продолжаются дискуссии читателей – школьников и учителей, коллег-писателей и литературоведов о вечных спутниках человечества – принце Гамлете, Дон-Кихоте, Родионе Раскольникове…
Книга Бенедикта Сарнова приобщает и учителей, и школьников к ведущимся веками обсуждениям, может оказать неоценимую помощь учителям словесности практически в любых классах средней школы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru