Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Ключи от домашнего задания

Надоело ставить двойки за невыученные уроки?
Тогда закроем журнал и попробуем открыть новый смысл в работе, которую дети выполняют дома

Ох уж эти домашние задания… Скучно, неэффективно, отнимает кучу времени и никогда нет гарантии, что оно не списано на перемене у приятеля-отличника. Но может быть, не такое уж это зло – домашние задания? Если сделать их увлекательными, предложить ребенку возможность выбора, чтобы он понимал, что и зачем делает, проблема двоек за невыполненные задания исчезнет сама собой. Мы предлагаем вам познакомиться с опытом саратовских учителей, которые не только предлагают детям творческие домашние задания, но и помогают ребятам найти выход из учебных затруднений.

Современная школа все чаще предлагает ученику стать активным участником собственного образования, причем не только в классе, но и дома. Задание на дом в некоторых школах уже не исходит от педагога, а становится процессом и результатом самостоятельного выбора ученика. Традиционное домашнее задание уступает место домашнему творчеству.
Опытов и примеров проектной деятельности школьников множество. Педагоги школы «Эврика» из якутского Олекминска организовали творческую мастерскую по созданию сборников детских стихов, частушек, задачников, историй в картинках. Во многих школах дети работают над собственными проектами и творческими работами, когда каждый ученик выбирает интересующую его проблему, приемлемый для него способ работы.
Но ведь домашнее задание тоже может выступать как творческий проект, причем проектная деятельность уместна практически по всем учебным дисциплинам. Это могут быть разработка и создание действующих макетов, учебных пособий для школы, выполнение конкретной практической работы (переплетные работы, дизайн-проекты для школы или для соседнего детского сада), описание научной проблемы или культурного явления, исторического процесса (с указанием их социального значения), проведение и описание эксперимента, постановка спектакля, организация и презентация конкурса или выставки работ учеников, учителей или родителей, создание лингвистического журнала. Эти проекты требуют больших затрат времени, и выполнять их лучше в небольшой группе.
Формы индивидуального домашнего творчества тоже довольно разнообразны. Среди них могут быть:

– подготовка к дебатам по разным темам;
– критический анализ газетных или журнальных статей, телевизионных передач на определенную тему;
– дайджест статей (передач);
– сравнительный анализ текстов, например, сопоставление содержания параграфов из учебников разных лет выпуска (разных авторов);
– создание и озвучивание (текст и музыка) видеофильма как констатирующего («Мой город», «Флора и фауна родного края»), так и проблемного характера (видеозапись хода эксперимента с комментариями, подбор ситуаций с возможными вариантами их разрешения). При отсутствии видеокамеры можно подготовить фотозарисовки;
– составление мини-задачника по физике, химии, математике на определенную тему (например, включающего задачи и примеры по темам: «Химия в быту», «Физические явления в нашей жизни», «Ежедневные математические расчеты»);
– создание генеалогического древа семьи в любой форме (его можно нарисовать или сделать из веточек, пластилина, глины, а потом приклеить или привязать фотографии (рисунки), дополнить это афоризмами, подписями, пожеланиями, воспоминаниями);
– выпуск сборников рефератов, сочинений.

Любое из этих домашних заданий отличается от общепринятой формы «от сих до сих» и предоставляет ученикам реальную возможность индивидуального свободного творчества. Не менее ценно и то, что мы создаем условия для развития у учеников ключевых компетентностей, признаваемых современной культурой, например, инициативности, мобильности и, что важно, компетентности в области принятия решения.
После выполнения нескольких подобных домашних заданий мы предлагали школьнику ответить на вопросы: какие мысли были у него, когда он отвергал то или иное задание, как и когда он почувствовал затруднение в учении? Для того чтобы проблема не казалась ученику неразрешимой, мы просили его ответить на наши вопросы в такой последовательности:
– Ты утверждаешь, что у тебя ничего не получается. Этого не может быть!
– Сейчас мы с тобой убедимся в этом. Назови, пожалуйста, что у тебя точно получается (ребенок перечисляет). Вот видишь, это получается!
– Теперь мы вместе увидим, в чем, собственно, состоит твоя проблема.
– С какого момента ты почувствовал проблему затруднения?
– Как и что ты почувствовал?
– А что и как ты чувствуешь, когда тебе удается хорошо выполнить задание?
– Появлялись ли такие ощущения раньше? В ходе выполнения какого задания?
– Хотел бы ты всегда испытывать эти ощущения? Это возможно! Сейчас мы сделаем к этому первый шаг.
– Как ты думаешь, это затруднение является для тебя проблемой (трудноразрешимой) или задачей (разрешимой, но требующей предварительной работы)?

Как выяснилось, большинство затруднений было вызвано неумением самоопределиться, самореализоваться, провести самоанализ.
Неизменно положительный результат давал прием «глазами ребенка», то есть взгляд на ситуацию со стороны. Для этого ученику предлагалось ответить на вопросы: как бы следовало выйти из этой ситуации другому ученику, если бы она у него возникла? Почему вообще могла бы возникнуть подобная ситуация у другого школьника?
Как результат наши ученики научились определять изначальную точку «рассогласованности» в учении, и она стала отправным моментом для работы над своей учебной проблемой.

Екатерина АЛЕКСАНДРОВА,
заместитель директора Саратовского педагогического колледжа,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник института педагогических инноваций РАО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru