Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
А ВЫ НЕ ЗНАЛИ?

У каждого есть своя скрипка Страдивари

Дело за малым – научиться на ней играть

Как все просто и красиво задумано: родили человеки человека, увидели все его Богом данные таланты, помогли раскрыть и развить, выпустили в жизнь жизнеспособное, жизнелюбивое, жизнерадостное существо. Только и всего.
Итак, первый шаг сделали – родили (тьфу-тьфу, надеюсь, удачно!), ищут эти самые таланты (а как они выглядят и где искать?), развивают что-то, раскрывают, и все как-то не так складывается, выясняется, что таланты-то не те Бог дал. А что тогда раскрывали?
Тяжела ты, доля родительская. Кругом должен. Тело развивать надо (чтобы спинка прямая, талия где положено, руки-ноги росли правильно)? Душу развивать надо (чтобы бабушек и кошек жалел, родителей чтил, по головам не шел)? Интеллект, т.е. разум, развивать надо (чтобы в жизни устроился, достойным человеком стал, цивилизацию далее куда-то двигал)? Да и по мелочи разному тоже надо научить: манную кашу съесть без чавканья, горшком пользоваться аккуратно, буквы складывать, деньги считать.
Столько всего надо! Многое из того, что, говорят, ребенку нужно, взрослый и сам не умеет. И бегает родитель в поисках специалистов, которые научат, ищет Учителей.
А вы слышали, что наш главный инструмент – голос? Голосом мы убеждаем, командуем, заявляем о себе. По голосу можно определить состояние человека на данный момент: возраст, пол, эмоции, наличие и отсутствие сил, да и все остальные параметры. Хорошо поставленный, наполненный энергией голос – это важное условие блестящей карьеры не только певца, актера, диктора, преподавателя или военного, но и почти всех работающих с людьми – администраторов, менеджеров, директоров и всех остальных.
Развивая голос, мы развиваем одновременно тело (дыхание, кровообращение, объем легких, связки), душу (эмоциональная наполненность, раскрытие энергетических каналов), разум (осваиваем сложную систему звучания, учимся управлять собой, петь в хоре), то есть мы развиваем личность гармонически.
Так вот. Я понимаю, что тихий, молчаливый ребенок удобен окружающим. Все запрещают кричать, орать, говорить громко. Но Бог дал ему голос, и голос надо развивать. Учиться им пользоваться во всю мощь, во всех регистрах и переливах. Петь, кричать, читать стихи и шептать так, чтобы мурашки ползли по спине.
…Вот уж куда я попала совсем нечаянно. Мне позвонили перед самым началом и пообещали концерт – хор девочек. «Такого нигде не увидишь!» – прозвучало как пароль.
Как выглядит девочка-подросток в наше время? Как она говорит, движется, во что одета, что у нее на голове и на лице? Как выглядит стайка девочек-подростков? Представили?
Если у вас получился коктейль из «Cool Girl», татушек и прочая: татуировки на детской коже, обтянутые пожелтелой джинсой попки, серьги пачками в ухе и прочих местах, круги под глазами, хриплый голосок и обязательная сигарета (банка пива), то постарайтесь стереть возникшую картинку. Это мы видим сплошь и рядом. Этим нас не удивишь.
Я же увидела нечто совершенно иное. Девичий хор «Младость». Они стояли очень разные – разного возраста (от 9 до 20), разного роста, разной внешности. Даже одинаковые концертные платья (нечто в духе Наташи Ростовой до первого бала) сидели на них совершенно по-разному. Не было особых причесок и сценического макияжа. Ножки в балетных туфельках стояли совсем не в балетных позициях. («Почему балетные туфли?» – спросила я шепотом у знакомой мамы рядом. «Так дешевле!» – шепотом же ответила та.)
Каждая из них была единственной и неповторимой. Их объединяло нечто общее: бело-персиковый цвет бальных платьев, прелестная грация утят и спокойная взрослая готовность начать действо.
Девочки пели, иногда декламировали нараспев. При этом шевелили руками – от плеча до кончиков пальцев, будто в полный размах крыльев. Получалось, что одновременно пели их голоса и руки. Это было странно и удивительно. Тем более что девочки были абсолютно естественны: они не жеманились, не гримасничали, но и не были скованы.
Концерт шел по нарастающей: они удивляли все больше и больше. Это были совсем не оперные голоса, это не был конкурс писаных красавиц, пластика их рук не напоминала великую Майю Плисецкую. Но я не отрываясь смотрела во все глаза и слушала каждый звук. Они пели, они хотели петь и делали это радостно.
Впервые за последние годы я увидела девочек-подростков в их первозданном жизнеспособном виде. Увидела юное, девичье, имеющее право быть таким. Вполне современные и вполне тургеневские, обычные наши девушки – действительно, такого нигде не увидишь!
Затем я увидела Учителя. Он встал и сказал речь. О том, что:
– он стар (он суперстар!);
– ему очень много лет;
– есть замечательная авторская методика развития голоса, она успешно работает уже более 30 лет;
– методу, как всегда, уже увезли за границу, взяли на вооружение и скоро будут продавать нам как импортное ноу-хау, и мы, глупые люди, купим свое же;
– пока она еще своя, местная, то ею вяло интересуются чиновники наверху;
– Татьяна Ивановна – молодец, достойная ученица, ее хор – лучшее тому подтверждение.
В конце речи он величественно благословил зал букетом роскошных длинных роз. Это был действительно патриарх – Дмитрий Ерофеевич Огороднов.

После концерта я подошла к Татьяне Ивановне. Для начала, чтобы просто сказать «спасибо» за совершенно нечаянную радость. А далее мы говорили о разном и обо всем сразу. Что надо бы дать немного хореографии, что хорошо бы сочинить новые концертные платья, что девочек в хор берут любых, которые придут, – без слуха, без голоса, застенчивых, с самыми разными проблемами и диагнозами.
Мы говорили о важности вокально-речевого воспитания, об эмоциональном развитии, о богатстве человеческого голоса, о радости звучания и слушании себя, о раскрытии человеческой личности вообще и голоса как энергетического канала в частности. Мы говорили о методике соединения пластики движения и голосового звучания, о пользе хорового пения для больных и здоровых людей в любом возрасте, о карьерных возможностях человека, владеющего своим голосом в совершенстве...
Дома мои взрослые мальчики, посмотрев на меня внимательно (наверное, что-то особенное было на лице), пожалели, что не пошли со мной смотреть то, чего нигде не увидишь. Они тоже, оказывается, были не прочь посмотреть на девичий хор. Увы! Кто не успел, тот опоздал! Надо чаще бывать везде!

Граждане родители! Особенно родители девочек! Запомните это название – девичий хор «Младость». Руководитель хора – Татьяна Ивановна Пика. Базируется ее хор в ДК «Меридиан», что около станции метро «Калужская». Приходите и записывайтесь. Информацию о методике развития голоса можно посмотреть в Интернете (сделайте поиск, например, на фамилию Огороднов).

Евгения НИКАШИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru