Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ

В плену домашней работы

Не секрет, что есть немало детей, для которых школа является источником постоянного стресса. А если они испытывают стресс и дома, когда вместе с родителями выполняют заданные упражнения?.. Приведенные ниже приемы, опубликованные на сайте министерства образования США, помогут вам избежать обид, гнева, неудовольствия, растерянности и еще множества отрицательных эмоций (а главное, их последствий), которые зачастую сопровождают безобидный на первый взгляд процесс, называемый домашней работой.

1. Составьте расписание

Многим детям помогает, если у них есть четкий распорядок дня.
Делать ли уроки сразу после прихода из школы или же после ужина – любой ребенок может решить для себя самостоятельно. Но вот после того, как время определено, родители должны помочь ребенку придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Через некоторое время домашняя работа станет естественной частью обычного распорядка дня.
Часто дети переживают из-за того, что могут принести в школу работу с ошибками, поэтому очень важно, чтобы взрослые каждый вечер проверяли выполненные задания.
Такое действие родителей становится для ребенка знаком завершенности работы, дает ему чувство безопасности и уверенности, что уроки сделаны без ошибок. Эту уверенность ребенок принесет с собой в класс, и соответственно ему будет легче выполнять задания в классе.
Однако если вы видите, что ребенок не понял какой-то материал, вам нужно дать знать об этом учителю.

2. Распределите задания по важности

Для некоторых детей выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в мучительную проблему.
Есть дети, которые пользуются горизонтальной перспективой. Они считают все задания одинаково значимыми и не устанавливают никаких приоритетов. Другие используют количественный подход (сколько заданий осталось сделать) вместо качественного (учитывающего относительную трудоемкость заданий). И если им нужно сделать пять различных заданий, то они в первую очередь выполнят четыре наиболее легких.
Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое – вторым и так далее.

3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки

Многие родители считают, что их дети просто не в состоянии работать, если они не сидят рядом с ними.
На самом деле неверно, что дети не могут работать без родителей, они сознательно решают не работать. Часть детей прекращает делать уроки, как только родители отвлекаются и перестают посвящать им все свое внимание.
Это очень нездоровая зависимость, потому что подобную ситуацию ребенок никогда не сможет воспроизвести в классе. Из-за этого некоторые дети решают вообще не делать задания в школе и приносят невыполненные упражнения домой.
Если вы уже оказались в подобной ситуации, не стоит немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока наконец ваш ребенок не будет работать самостоятельно.

4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно

Есть у взрослых такая привычка: сначала обращать внимание на ошибки.
Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте те задания, которые сделаны без ошибок, и похвалите его.
Относительно тех упражнений, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ».
Тогда ребенок сможет вернуться к решению этих примеров без отвращения и без чувства несоответствия.
Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие.
Иногда удобно проверять маленькие порции заданий. Ведь многим детям просто необходимо немедленно получить подтверждение, что все сделано правильно.
Попросите ребенка, чтобы он сначала сделал только пять примеров и дал их вам проверить. Отметьте те, которые решены правильно, и предложите ребенку перейти к другой группе примеров.
Таким образом, у ребенка появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание.
Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, у вас есть возможность сразу обнаружить ошибку и объяснить, в чем она заключается, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет

Иногда родители позволяют детям сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это нормально, если ребенок все время действительно работает и если задание на самом деле требует столько времени на выполнение.
Однако если вы видите, что спустя час или два ребенок находится в том же положении, как и через десять минут после начала работы, надо срочно прекратить эту деятельность.
Причин такого поведения может быть несколько.
Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе.
Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.
В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он просто не в состоянии справиться с таким объемом заданий.

6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику

В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов.
Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Тогда он будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.
Некоторые дети стремятся запоминать абсолютно все. Возможно, стоит дать такому ребенку карандаш и попросить отметить слово или предложение, которое, возможно, является ответом на один из вопросов. Ребенку будет легче ориентироваться в тексте, когда он будет искать ответы на вопросы в книжке.
А наиболее трудные главы из учебника вы вполне можете заранее записать на магнитофон. Исследования показывают: чем больше разных органов чувств используется для восприятия информации, тем больше вероятность, что информация будет усвоена.

7. Обращайте внимание на невербальные сигналы

Родители часто говорят, что они никогда не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки.
Все было бы хорошо, если б наше общение происходило только на вербальном уровне. Но известно, что существенной частью общения являются невербальные способы передачи информации. Поэтому многие сигналы, особенно негативные, воспринимаются ребенком даже тогда, когда вы сами об этом не подозреваете.
Гримасы, напряженная поза, вздохи, поднятые брови – эти невербальные сообщения только добавят напряженности в ваши взаимоотношения с ребенком. Особенно важно об этом помнить, если речь идет о маленьких детях, которые не делают различия между неодобрением родителями их деятельности и полной потерей родительской любви.

8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка

Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю домашнюю работу. Хотя исходно их мотивом может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат
может быть разрушителен. Дети чувствуют себя «неадекватными», когда родители до-
делывают за них их работу.
Во-первых, они воспринимают это как свой провал. Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа.
Если ребенок не смог доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителю, в которой подробно объясните все обстоятельства. Большинство учителей среагируют адекватно.

По материалам сайта “Inter-педагогика”
Перевод  Е. ЛАЗАРЕВОЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru