Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Чтение в Сети

Сейчас на каждом шагу можно встретить всякого рода списки лучших десяти книг года... месяца... недели... одной газеты, другой, журнала, конкурса одного, другого и десятого. Все эти «рейтинги» – результат взаимодействия книжного рынка, вкусов устроителей конкурсов и жюри и, наконец, денег, которые платят издатели за рекламу… Мы не рассматриваем самый простой способ образования рейтингов – путем передачи менеджером издателя «пухлого конверта» менеджеру публикатора.
Мы попробуем рассмотреть тот рейтинг, который отражает хоть в какой-то мере действительно массовую оценку. Речь идет о сетевом рейтинге литературы.
Как правило, сетевой рейтинг устроен следующим образом. На сайте фиксируются «клики» – обращения к файлам без «скачивания» (сохранения файла). Впечатление от прочитанного претворяется в оценку на сайте, которую ставит читатель. Надо сказать, что в целом оценки ставят редко: на 100 кликов (скачиваний текста) приходится 1–2 оценки. При этом среди оценок преобладают очень плохие и очень хорошие, что совершенно естественно.
По-видимому, единственное место в Сети, где приведены и оценки, и данные о числе поставленных оценок, и данные о числе «кликов, – это рейтинг библиотеки Мошкова www.lib.ru. Итак, в библиотеке Мошкова читатель может оценить текст по 10-балльной шкале. Кроме того, фиксируется число скачиваний текста с сайта («кликов»).
Если обратиться к нему, то верх списка – тексты, набравшие от 9 до 10 баллов, – выглядит так: М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»; А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»; Л.Филатов, «Про Федота-стрельца»; Р.Бах, «Мост через вечность», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Иллюзии», «Далеких мест не бывает»; С.Козлов, «Правда, мы будем всегда?»; А., Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Трудно быть богом»; П.Зюскинд, «Парфюмер»; О.Хайям, «Рубаи»; В.Миронов, «Я был на этой войне»; Г.Г.Маркес, «Сто лет одиночества»; С.Лукьяненко, «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала»; В.Пелевин, «Затворник и Шестипалый», «Чапаев и Пустота»; Р.Желязны, «Девять принцев Амбера»; Дж.Д.Сэлинджер, «Над пропастью во ржи». Этот список составлен только из произведений, которым было поставлено не менее 150 оценок, то есть которые читаются массово (от 15 до 30 тысяч читателей).
А как выглядит «рейтинг интереса», то есть количество «кликов»? Посмотрим, на каких авторов приходится больше всего «кликов» в разных разделах. Русская современная проза – Б.Акунин, М.Булгаков, В.Пелевин; переводная проза – П.Коэльо, Х.Мураками, П.Зюскинд; русская классика – Е.Баратынский, И.А.Гончаров, П.Ершов; русская проза 30-х годов – А.Грин, З.Жаботинский, С.Черный; русская проза 90-х годов – М.Бонч-Осмоловская, Н.Джин, Б.Ширянов, Д.Рубина; поэзия – Н.Гумилев, К.Симонов, О.Мандельштам; зарубежный детектив – Р.Стаут, А.К.Дойл, Д.Френсис; советская фантастика – А., Б. Стругацкие, С.Лукьяненко, Ю.Ильченко; зарубежная фантастика – С.Кинг, М.Муркок, Р.Желязны.
Видно, что рейтинг интереса не совпадает с рейтингом оценок. Конкретные цифры и сам список могут изменяться от дня ко дню, поэтому цифры не приведены, а сам список дан по ситуации на середину июля. Несмотря на то что данные приведены не по всем разделам, а от списков – только три-четыре первые позиции, эту информацию уже можно обсуждать c детьми. И приучать ходить в Сеть за хорошей литературой.

Леонид АШКИНАЗИ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru