УЧЕБНИКИ
Чтение в Сети
Сейчас на каждом шагу можно
встретить всякого рода списки лучших десяти книг
года... месяца... недели... одной газеты, другой,
журнала, конкурса одного, другого и десятого. Все
эти «рейтинги» – результат взаимодействия
книжного рынка, вкусов устроителей конкурсов и
жюри и, наконец, денег, которые платят издатели за
рекламу… Мы не рассматриваем самый простой
способ образования рейтингов – путем передачи
менеджером издателя «пухлого конверта»
менеджеру публикатора.
Мы попробуем рассмотреть тот рейтинг, который
отражает хоть в какой-то мере действительно
массовую оценку. Речь идет о сетевом рейтинге
литературы.
Как правило, сетевой рейтинг устроен следующим
образом. На сайте фиксируются «клики» –
обращения к файлам без «скачивания» (сохранения
файла). Впечатление от прочитанного претворяется
в оценку на сайте, которую ставит читатель. Надо
сказать, что в целом оценки ставят редко: на 100
кликов (скачиваний текста) приходится 1–2 оценки.
При этом среди оценок преобладают очень плохие и
очень хорошие, что совершенно естественно.
По-видимому, единственное место в Сети, где
приведены и оценки, и данные о числе поставленных
оценок, и данные о числе «кликов, – это рейтинг
библиотеки Мошкова www.lib.ru. Итак, в библиотеке
Мошкова читатель может оценить текст по
10-балльной шкале. Кроме того, фиксируется число
скачиваний текста с сайта («кликов»).
Если обратиться к нему, то верх списка – тексты,
набравшие от 9 до 10 баллов, – выглядит так:
М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»; А. де
Сент-Экзюпери, «Маленький принц»; Л.Филатов, «Про
Федота-стрельца»; Р.Бах, «Мост через вечность»,
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Иллюзии»,
«Далеких мест не бывает»; С.Козлов, «Правда, мы
будем всегда?»; А., Б. Стругацкие, «Понедельник
начинается в субботу», «Пикник на обочине»,
«Трудно быть богом»; П.Зюскинд, «Парфюмер»;
О.Хайям, «Рубаи»; В.Миронов, «Я был на этой войне»;
Г.Г.Маркес, «Сто лет одиночества»; С.Лукьяненко,
«Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала»;
В.Пелевин, «Затворник и Шестипалый», «Чапаев и
Пустота»; Р.Желязны, «Девять принцев Амбера»;
Дж.Д.Сэлинджер, «Над пропастью во ржи». Этот
список составлен только из произведений, которым
было поставлено не менее 150 оценок, то есть
которые читаются массово (от 15 до 30 тысяч
читателей).
А как выглядит «рейтинг интереса», то есть
количество «кликов»? Посмотрим, на каких авторов
приходится больше всего «кликов» в разных
разделах. Русская современная проза – Б.Акунин,
М.Булгаков, В.Пелевин; переводная проза –
П.Коэльо, Х.Мураками, П.Зюскинд; русская классика
– Е.Баратынский, И.А.Гончаров, П.Ершов; русская
проза 30-х годов – А.Грин, З.Жаботинский, С.Черный;
русская проза 90-х годов – М.Бонч-Осмоловская,
Н.Джин, Б.Ширянов, Д.Рубина; поэзия – Н.Гумилев,
К.Симонов, О.Мандельштам; зарубежный детектив –
Р.Стаут, А.К.Дойл, Д.Френсис; советская фантастика
– А., Б. Стругацкие, С.Лукьяненко, Ю.Ильченко;
зарубежная фантастика – С.Кинг, М.Муркок,
Р.Желязны.
Видно, что рейтинг интереса не совпадает с
рейтингом оценок. Конкретные цифры и сам список
могут изменяться от дня ко дню, поэтому цифры не
приведены, а сам список дан по ситуации на
середину июля. Несмотря на то что данные
приведены не по всем разделам, а от списков –
только три-четыре первые позиции, эту информацию
уже можно обсуждать c детьми. И приучать ходить в
Сеть за хорошей литературой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|